|
Примечательно, что духовная
кара за нарушение норм Договора предназначается в рассматриваемом юридическом
документе и христианам, и нехристианам (язычникам). И это не случайно — идея
духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества. Однако благодаря
христианству она получает новое, более глубокое содержание и более богатое
понятийное и образное выражение. В Уставе Святого князя
Владимира о церковных судах идея духовной кары выражается уже следующими
словами: "Кто преступить си правила, яко же есмы управили по святых отець
правилом и пьрвых царев управленью, кто иметь преступати правила си, или дети
мои, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а
пообидть суд церковный, или кто иныи, да будуть прокляти в сии век и в будущий
семию зборов святых отець вселеньскых". В Уставе князя Ярослава
Мудрого о церковных судах (в ст. 55 пространной редакции Устава) нарушителей
Устава и тех, кто вступит в суд митрополичий, предписывается "казнити по
закону". Но после этого Ярослав добавляет в следующей (56) статье: "А
хто иметь судити, станеть съ мною на страшнем суде пред богом, и да будеть на
нем клятва святых отец 300 и 18, иже в Никии и всех святых. Аминь". На Руси рано осознали
высокую ценность права в общественной жизни. Оно мыслилось в русском обществе
не только в качестве орудия управления, инструмента для поддержания порядка, но
и в виде средства воспитания души. Это представление о праве хорошо выражало
понятие "правда", которое со времен Ярослава Мудрого стало все чаще
использоваться в качестве замены понятию "закон". Впрочем и последнее
употреблялось более для обозначения нравственно-религиозных заповедей, нежели
для названия нормативного акта, изданного властителем. В современной
историко-правовой науке получила распространение тенденция называть
"правдами" сборники правовых норм, возникшие в западноевропейских
странах в эпоху раннего феодализма, утвердилось даже такое словосочетание, как
"варварские правды" ("Салическая правда", "Бургундская
правда" и т.п.). Употребляя термин "правда" применительно к
юридическим памятникам Западной Европы, необходимо, однако, понимать, что он
является термином сугубо русского происхождения, выражающим представление о
праве, которое было присуще русскому правосознанию. § 6. ЗаключениеРассмотренные идеи не
исчерпывают всего богатства политической и правовой мысли Киевской Руси. Тем не
менее, составляя основу ее содержания, они дают вполне ясное представление о
сущности русского политико-правового сознания в Х—XII вв. Факты показывают, что
политико-правовая идеология Киевской Руси была не просто отражением практики
политических отношений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно
влиять на данную практику, определять характер политического поведения
государственных деятелей. Политическая и правовая
мысль Киевской Руси была направлена на сплочение русского общества, сохранение
единства его государственного организма. В рамках этой мысли формулировались
цели и смысл государственной деятельности, политические идеалы, идеальные нормы
политического поведения. Государственная деятельность представала при этом как
служение Русской земле, а также началам правды, справедливости и добра,
воплощенным в православной христианской религии. Образованный класс Киевской
Руси воспитывался на классических произведениях христианской литературы, он
хорошо знал произведения византийских идеологов, был знаком с сочинениями
знаменитых древнегреческих и древнеримских философов. Русская политическая и правовая
мысль впитывала в себя достижения мировой духовной культуры, сохраняя при этом
свою самобытность, своеобразие идейного содержания и формы выражения. К началу XIII в. Киевская
Русь как единый государственный организм прекратила свое существование. Однако
политическая и правовая мысль, выработанная в рамках данного государства, не
исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах русской истории.
Политические и правовые идеи Киевской Руси влились в политико-правовую
идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в
определенных случаях даже их корневой основой. Более подробно
"московская" судьба политических" и правовых идей Киевской Руси
рассматривается в следующей главе настоящего учебника. |
Реклама: |