|
Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА§ 1. ВведениеИстория Московского
государства начинается со второй половины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно
превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с
сильной монархической властью. К концу XVI в. его. территория расширяется,
прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское государство все чаще
именуется теперь "Россия" или "Великая Россия". В начале XVII в. происходит
крах общественно-политической системы Московского государства, который
выливается в так называемую Смуту. "Смутное время" заканчивается в
1613 г. утверждением на русском монархическом престоле новой династии —
Романовых. И хотя в письменных памятниках XVII в. русское государство
продолжает именоваться Московским государством, многие факты социальной,
политической и духовной жизни русского общества данного столетия явно указывают
на то, что прежнее Московское государство уступило место новому
государственному организму. Таким образом, говоря о
политической и правовой мысли Московского государства, мы имеем в виду эпоху,
длившуюся с конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи,
определявшими характер и государственной власти на Руси, и русского
политико-правового сознания, были: объединение русских земель вокруг Москвы,
Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентийс-кий собор 1438—1445 гг.,
принявший унию византийской православной церкви с римско-католической,
окончательное крушение Византийской империи в результате взятия
турками-османами Константинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея
Руси Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог
в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро-монгольского ига в 1480
г., опричнина Ивана IV. Социально-экономический и
политический строй Московского государства отличался от
социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Московия
значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это было общество другой
исторической эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество. Различия в
социально-экономической и политической сферах общественной жизни Московского
государства и Киевской Руси обусловили в конечном итоге и различия в области
политической и правовой мысли. Политическая и правовая
идеология Московского государства в сравнении с идеологией Киевской Руси
выглядит более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках
ее существуют идеологические течения, предлагающие прямо противоположные
варианты решения одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут
борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую. Пример Московии показывает,
что сильная единоличная государственная власть вполне может сочетаться с
политическим разномыслием в обществе, разнообразием политических и правовых
концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений. Правда, для этого
необходимо, чтобы в обществе были в достаточном числе люди, способные для
торжества своих идей идти на великие жертвы. Нашествие татаро-монголов на
русские земли нанесло огромный урон русской культуре. Во время осады городов
горели церковные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том
числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда утрачены.
Специалисты высказывают предположение — то, что дошло до наших дней из
литературного наследия Киевской Руси, вряд ли составляет более одного процента
от того, что было. Большая часть утрат приходится при этом на эпоху
татаро-монгольского владычества на Руси. Однако даже это великое
бедствие не могло сдержать поступательного развития русской культуры. После
утверждения своего господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не
препятствовали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию новых
школ, распространению грамотности среди русского населения, созданию новых
книг. |
Реклама: |