|
Развитие начал гуманизма в
русском правосознании было связано с распространением на Руси православной
христианской веры. Однако главные предпосылки этих начал коренились все же в
самом русском обществе, в его экономическом и социально-политическом строе и
духовном складе. На эту мысль наводит прежде
всего характер законодательства Византии — государства, где православное
христианство являлось господствующей религией. Этому законодательству были
свойственны самые жестокие наказания за преступления, как-то: отсечение руки
или носа, выкалывание глаз, оскопление и т.п. На Руси нормы византийского
законодательства, предусматривающие такие кары, были хорошо известны, однако
они не были восприняты русскими законодателями. Более того, как
свидетельствуют летописи, редкие случаи применения отдельными князьями
практиковавшихся в Византии наказаний встречали резкий протест со стороны
других русских князей. Характерна в этом плане реакция последних на ослепление
в 1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против великого
князя Святополка Изяславича. Владимир Мономах, услышав, как ослеплен был
Васильке, ужаснулся и, заплакав, сказал: "Се не бывало есть в Русьскѣй земьли ни при дѣдѣх наших, ни при отцихъ
наших, сякого зла". То же самое сказали и князья Давыд и Олег
Святославичи. Вместе с Владимиром Мономахом они послали мужей своих к
Святополку с вопросом: "Что се зло отворил еси в Русьстѣй земли, и вверглъ еси ножь
в ныѣ?" Вывод о том, что
гуманистические начала русского правосознания коренились в самом русском
обществе, а христианство, распространяясь на Руси, не привносило эти начала с
собой, но лишь придавало им более определенную форму, вытекает из целого ряда и
других фактов. Вместе с христианской религией на Русь пришла христианская
церковная организация, в рамках которой доминировало, естественно, византийское
правосознание. Из летописей хорошо видно, что первые служители русской
христанской церкви, прибывавшие, как правило, на Русь из Византии, были склонны
скорее к ужесточению наказаний за правонарушения, нежели смягчению. В
яастности, именно по их настоятельной рекомендации великий князь Владимир
Святославич ввел смертную казнь за разбои, пусть и на короткое время. Иначе
говоря, утверждавшееся на Руси в качестве господствующей религии христианство
несло с собой одновременно два прямо противоположных типа правосознания: одно —
проникнутое духом милосердия к правонарушителям и другое — отягощенное духом
жестокости. Уже по одной этой причине христианство не могло стать главным
фактором в формировании гуманистических начал русского правосознания. Оно
оказывалось не инструментом для выработки
русского правосознания, а материалом, из
которого последнее черпало соответствующие духу русского общества
мировоззренческие постулаты, понятия, образы. Характерной чертой
законодательства Киевской Руси было представление о преступлении как о деянии,
причинившем материальный вред другому человеку. Наказание мыслилось при этом
как возмещение данного вреда. Поэтому оно выражалось обычно в уплате самим
преступником или его родичами какой-либо денежной суммы, размер которой
устанавливался законом. Сумма эта уплачивалась потерпевшему либо его
родственникам либо князю или митрополиту. С усвоением русским
обществом христианского мировоззрения к этому представлению о преступлении
добавилась мысль о нем как о грехе. И соответственно усложнилось представление
о наказании. Последнее стало мыслиться, помимо прочего, и в виде духовной кары. Тексты юридических
документов Киевской Руси дают нам возможность проследить, как по мере
распространения христианства на Руси углублялось идейное содержание концепции
духовной кары и менялось словесное выражение данного рода наказания. Первое ясное воплощение этой
идеи встречается в Договоре Руси с Византией 945 г. "Аще ли же кто от
князь или людий руских, ли хрестеянъ, или не хрестеянъ, преступить се, еже есть
писано на харатьи сей, будеть достоинъ своимъ оружиемъ умрети, и да будеть
клять от Бога и от Перуна, яко преступи свою клятву". В Другом месте
данного Договора (хартии) говорится, что в случае, если князь или еще кто,
крещенный или некрещенный, преступит ее, то не будет он иметь помощи от Бога и "да
будеть рабъ въ весь въкъ в будущий, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ". |
Реклама: |