|
Судьба позволила Изяславу
вернуться на Киевский престол без всякой помощи римско-католической церкви — в
1076 г. умер его брат Святослав, и Изяслав, с согласия Всеволода, стал великим
князем, однако сношения его с католиками, попытки заключить с ними союз не
остались без внимания русских церковных деятелей. В 1075 г. митрополит
Киевский Георгий направил римскому папе Григорию VII послание, названное
впоследствии "Стязанием с латиною", в котором обвинил римскую
католическую церковь в многочисленных нарушениях Христовых заповедей. А
еще ранее, вероятнее всего, в 1069 г., с посланием князю Изяславу Ярославичу
обратился игумен Феодосии Печерский. Текст его дошел до наших дней, и он
представляет для нас особый интерес. Уже само его название по-своему
примечательно — "Слово святого Фео-досъя, игуме[на] Печеръскаго
монастыря, о вере крестъяньской и о латыиъскои". Но содержание
примечательно вдвойне. В нем изложена, по сути, целая программа поведения
русского князя в обществе, сформулированы принципы отношения его к православию
и другим религиям. "Несть бо иноя веры лучше нашей, яко же наша чиста и
свята вера правоверная, — заявляет здесь Феодосии. — Сею бо верою живущи грехов
избыти и муки вечныя гознути, но жизни вечныя причастнику быти и бес конца со
святыми радоватися; а сущему в иной вере, или латьньстеи, или в арменьстеи,
несть видети им жизни вечныя. Не подобает же, чадо, хвалити чужее веры. Аще
хвалить хто чужю веру, то обретаеться свою веру хуля. Аще ли начнет непрестанно
хвалити и свою, и чужю, то обретаеться таковыи двоеверецъ: близ есть ереси. Ты
же, чадо, блюдися их, и свою веру непрестанно хвали. Ни своися к ним, но бегай
их и подвизайся в своей вере добрыми делы; милостынею милуй не токмо своея
веры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бедою
одержима, аще ли ти будет жидовин, или срацин, или болгарин, или еретик, или
латинянин, или ото всех поганых — всякого помилуй и от беды избави я, яже
можещи, и мъзды от Бога не лишен будеши"*. Как видно из приведенного
текста, Феодосии Печерский был убежден, что русский князь должен быть не только
православным и не просто защитником православия. Ему надлежало быть, помимо
прочего, активным проводником православной веры — постоянно воздавать ей хвалу,
причем исключительно ей: похвала чужой вере, даже если при этом восхваляется и
православие, есть нечто, близкое ереси. По мнению Феодосия Печерского, если
князь увидит, что какие-то иноверцы с православными спорят и обманом хотят
отвратить их от правой веры, он должен не скрывать этого в себе, а помочь
православным. Если поможет, то словно овцу спасет от пасти львиной. Если же
смолчит, то словно отнимет их у Христа и передаст сатане. Примечательно, что,
призывая русского князя быть нетерпимым по отношению к тем, кто пытается
совратить православных в чужую религию, Феодосии Печерский в то же самое время
советует ему одарять милостыней, одеждой, кровом, избавлять от беды не только
православных, но и всех иноверцев, будь то иудей, мусульманин, католик, еретик
или язычник. * Другой вариант текста послания Феодосия князю
Изяславу, несколько отличающийся от приведенного, дается в
"Киево-Печерском патерике". Здесь данное послание представляется уже
в виде ответа св. Феодосия благоверному и великому князю Изяславу, пришедшему к
игумену с просьбой разъяснить ему суть веры варяжской. И соответственно рассказ
об этом назван как "Вопрос благоверного князя Изяслава о латинах".
Очевидно, что это уже позднейшая переработка послания Феодосия 1069 г. Добавим,
что текст ее появился в "Киево-Печерском патерике" в 60-х гг. XV в. Выраженная здесь этническая
терпимость, отношение к представителям всех этнических групп как к людям, хотя
и чужой веры, но имеющим равные права с православными русскими на житейские
блага и защиту от бедствий, насилия, станет доминантой русского политического и
правового сознания на все последующие эпохи русской истории. Благодаря ей в
поле этого сознания никогда не будет места расовым, националистическим теориям,
проповедующим превосходство какой-либо этнической группы над другими. Именно
этническая терпимость позволит русскому народу создать империю, удивительное
государственное образование — государство-мир, в рамках которого сохранят себя,
объединятся в одно общество сотни различных народов и народностей.
Примечательна в связи с этим характеристика, которую давал Руси в середине XII
в. епископ Краковский Матвей: "Русь — это как бы особый мир,
этот Русский народ своим бесчисленным множеством подобен звездам небесным"
(курсив наш. — В. Т.). |
Реклама: |