|
Киевская Русь изначально
была полиэтническим государством. Одновременно она была страной открытой как
для торговли с иноземцами, так и для самых различных религиозных влияний. На
Руси в свободном хождении были различные иностранные сочинения, представители
других конфессий могли свободно посещать русские земли и проповедовать свою
веру. Недаром на Руси были не редкостью люди, знавшие иностранные языки и при
этом никогда не покидавшие ее пределов. Владимир Мономах отмечает в своем
"Поучении", что отец его (Всеволод Ярославич), дома сидя, знал пять
(!) иностранных языков. При таких условиях свободы и открытости, существовавших
на Руси, прочность и целостность государственного организма в огромной мере
зависели от сохранения идеологического, мировоззренческого единства правящего и
образованного слоя общества. Этим и объясняется та особая забота, которую проявляли
деятели православной церкви о мировоззрении русских князей, и те усилия,
которые они предпринимали для сохранения незыблемости православной веры —
православие было государственной религией, составляло идеологический скелет
государственного организма. Помимо Феодосия Печерского и
митрополита Георгия послания князьям с обвинениями в адрес римско-католической
церкви писали и митрополит Киевский в 1077—1088 гг. Иоанн II, и митрополит Никифор. От последнего до нас
дошло по меньшей мере три таких послания: послание о латинах великому князю
Владимиру Мономаху, послание о ересях Муромскому князю Ярославу Святославичу и
послание о латинах неизвестному князю. Сложившиеся в Киевской Руси
условия общественной жизни во многом объясняют ту парадоксальную тенденцию в русском
политическом и правовом сознании, когда княжеская власть обязывается строго
следовать канонам религии, которую она сама же выбрала из нескольких
распространенных тогда в окружавших Русь странах конфессий и привила
подвластному населению. Другой парадокс заключался в
том, что на Руси христианская церковь, в отличие от церкви на Западе, выступала
за усиление центральной государственной власти и всячески стремилась сохранить
единство государственной организации. В среде церковных деятелей Киевской Руси
было принято воздавать моления не только за православных христиан, но и за
землю Русскую. Даже в то время, когда Киевская Русь перестает быть единым
государством и удельные князья, дабы подчеркнуть свою самостоятельность,
независимость от Киевского князя, начинают один за другим присваивать себе
титул великого князя, православная церковь сохраняет свое единство и митрополит
Киевский продолжает носить титул митрополита всей Русской земли, "всея
Руси". При этом церковные деятели на протяжении всей эпохи раздробленности
не перестают призывать русских князей к единству.
Объяснение данному парадоксу
таится в том, что в условиях Киевской Руси православная христианская церковь
могла существовать только как общерусская организация, опирающаяся на сильную
центральную, единодержавную власть. Церковные деятели хорошо сознавали, что
Киевскому князю Владимиру удалось укоренить в русских землях христианскую
религию лишь благодаря тому, что он был единодержавным правителем. Они хорошо
сознавали и то, что крещением Руси князь Владимир посадил только первый корень
христианства, которому надлежало расти и давать побеги в цветущем саду
язычества. Могла ли христианская церковь возобладать над этой мощной системой
духовных ценностей, покоившейся на многовековой традиции, пронизывавшей и
мировоззрение, и сам образ жизни русского народа, без помощи государственной
власти? Лишь сильная единоличная центральная власть обеспечивала проведение в
различных землях Руси единой религиозной политики, в которой нуждалась русская
церковь. Вместе с тем и
великокняжеской власти жизненно необходим был союз с православной христианской
церковью. В таком обширном по территории и с населением, состоящим из множества
различных этнических групп, государстве, как Киевская Русь, православие
оказывалось более соответствующим интересам центральной власти, нежели
язычество. К тому же принятие православного христианства ставило Русь в один
ряд с самым могущественным и культурным государством того времени, наследницей
Древней Римской империи — Византией. Чтобы показать, что это обстоятельство
имело немаловажное значение, приведем в качестве иллюстрации отрывок текста
грамоты византийского императора Михаила VII Дуки, присланной около 1072 г. в
адрес великого князя Всеволода Ярославича и содержавшей предложение ему выдать
замуж свою дочь за императорского брата. "...Что касается других
властителей народов, — заявлял византийский император, — то я полагаю,
достаточно будет, если я засвидетельствую им любовь письменно; они должны
почитать за великое счастие, что я захотел быть с ними в согласии, так чтобы
относиться к ним миролюбиво и не желать войны и раздора... Но относительно
твоего благородства и разумности я рассудил нечто большее: устроить согласие
дружбы..; и не удивляйся, что я тебя возвышаю из среды других властителей и
удостаиваю большей чести, ибо тождество исповедание, и
веры Божественной уже соделало наиточнейшую гармонию в нашем взаимном
настроении" (курсив наш. — В. Т.). |
Реклама: |