|
Знали государственные и
церковные деятели Киевской Руси и то решение проблемы соотношения государства и
церкви, которое проповедовалось современной им римской католической церковью
(см. гл. 5). Идеологи последней исходили из принципа безусловного верховенства
церковной власти над государственной. Государство при этом объявлялось
творением дьявола. "Кто не знает, — писал Григорий VII (римский папа в
1073—1085 гг.), — что власть королей и князей ведет свое начало от незнающих
Бога, гордостью, хищничеством, коварством, убийствами, короче, преступлениями
всякого рода, приобретших ее от дьявола, чтоб со слепою страстью и невыносимою
гордостью и неправдой господствовать над себе подобными". Объявляя
государственную власть греховной по своему происхождению, Григорий VII тем не
менее признавал ее божественной и считал необходимым союз церкви с ней. При
этом он, правда, заявлял: "Папа так превышает императора, как солнце
превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше
могущества королевского престола". Русские мыслители пошли в
решении проблемы соотношения светской и церковной властей своим путем, не
приняв ни византийского принципа диархии, ни римско-католической идеи
безусловного превосходства церкви над государством. Выработанный
политико-правовым сознанием Киевской Руси принцип решения данной проблемы
соответствовал сложившейся практике взаимоотношений русских князей и церковных
деятелей, тому реальному месту, которое занимали в общественной жизни государство
и церковь. После крещения Руси Киевским
князем Владимиром (988 г.) русские князья неизбежно становились в особое
положение по отношению к христианской религии и церкви — такое, какое не
занимал ни один византийский император. В Византии верховный властитель всходил
на престол в условиях, когда в обществе уже господствовала христианская религия
и существовала сложившаяся церковная организация. В Киевской же Руси глава
государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже
создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела
судьба христианской религии и церкви на Руси. Именно поэтому церковные деятели
проявляли особую заботу о мировоззрении князей: не остался ли кто из князей в
язычестве, не уклонился ли от православия в католицизм ("латинство").
И в случае, когда обнаруживалось, что кто-либо из князей подпадал под влияние
римско-католической церкви, они немедленно принимали все возможные меры, дабы
воспрепятствовать отходу князя от православия. Такой случай произошел,
например, со старшим сыном Ярослава Мудрого Изяславом, унаследовавшим после его
смерти престол великого князя Киевского. Как рассказывается в "Повести
временных лет", в 1068 г. Изяслав Ярославич вместе с братьями Святославом
и Всеволодом выступил против войска половцев, шедшего на Русь. В ночь накануне
битвы братья поссорились и пошли друг на друга. Половцы, воспользовавшись
княжеской междоусобицей, напали на их отряды и учинили им разгром. Когда
Изяслав возвратился в Киев, киевляне собрались на вече и потребовали у великого
князя дать им оружие и коней. Тот отказал. В результате киевляне подняли
восстание, и великий князь вынужден был бежать из Киева. Найдя пристанище в
Польше, он спустя семь месяцев собрал войско из поляков и с его помощью возвратил
себе Киевский престол. В 1073 г. Святослав в союзе
со Всеволодом отнял у Изяслава великокняжескую власть и прогнал его из Киева.
Пытаясь восстановить себя на Киевском престоле, Изяслав Ярославич обратился за
помощью к польскому королю Болеславу, но тот, хотя и принял поднесенные ему
сокровища, помощи так и не оказал и сокровища не вернул. После этого Изяслав
попытался найти поддержку у германского императора Генриха IV, но и здесь
потерпел неудачу. Тогда он отправил своего сына Ярополка к римскому папе Григорию
VII, чтобы передать главе римско-католической церкви жалобу на короля Болеслава
и просьбу утвердить Ярополка на Киевском престоле. Взамен Ярополк от своего
имени и от имени отца обещал посодействовать распространению на Руси
римско-католической веры. Григорий VII благожелательно отнесся к указанным
просьбам. "Мы согласились, — писал он Изяславу в личном своем послании, —
на просьбу и обещание сына вашего, которые казались нам справедливыми как
потому, что даны с вашего согласия, так и по искренности просителя, и вручили
ему кормило вашего государства от имени святого Петра...". Далее римский
папа сообщал, что направил к Изяславу своих послов, которые яснее изложат
написанное им и передадут многое ненаписанное. |
Реклама: |