|
Великий князь властвовал не
один, а совместно со всем княжеским родом, с другими князьями — своими
братьями, сыновьями и племянниками. Он был, скорее, первым среди равных, нежели
подлинным единовластием. В Киевской Руси, в отличие от "Империи
Ромеев", отсутствовал развитый бюрократический аппарат. Великий князь
вынужден был поэтому полагаться преимущественно на собственные силы.
Управленческие функции византийского императора сводились по существу к подбору
соответствующих лиц на административные должности и контролю за их деятельностью.
Круг обязанностей великого князя Киевского предполагался предельно широким. Он
должен был самолично отправлять практически все управленческие функции. В соответствии с этим в
политической идеологии Киевской Руси в воспринятом вместе с христианством
учении о божественном происхождении государственной власти главный упор делался
на божественности не сана
властителя, а его обязанностей. Иначе говоря, в
русском политическом сознании предполагалось, что тот или иной человек
избирается богом на роль главы государства не для того, чтобы просто быть верховным властителем, но для служения Русской
земле, для поддержания в ней порядка, защиты ее от врагов, отправления
правосудия и т.п. Идеальный князь в русском политическом сознании — это
князь-труженик, князь-воин. В "Повести временных
лет" рассказывается, как в правление великого князя Владимира на Руси
резко увеличилось число разбоев и как подошли к нему епископы и спросили:
"Се умножишася разбойници; почто не казниши их?" "Боюся греха",
— ответил князь. Тогда епископы сказали: "Ты поставлен еси от Бога на
казнь злым, а добрым на милованье. Достоить ти казнити разбойника, но со
испытом". И Владимир начал с тех пор казнить разбойников. Другой пример. В
Ипатьевской и Лаврентьевской летописях приводятся слова игумена
Киево-Печерского монастыря Поликарпа, сказанные князю Ростиславу Мстиславичу:
"Вам Бог тако велел быти: правду деяти на сем свете, в правду суд судити и
в хрестном целованьи вы стояти и земли Русские блюсти". Среди функций князя одной из
важнейших считалась функция защиты православного христианства. Идея о князе—охранителе православия дополняла концепцию его
богоизбранности. Согласно данной идее князь, будучи избранным Богом на престол,
не просто призывался к православной вере, но должен был хорошо знать Христово
учение и служить опорой Святой церкви. В послании митрополита Никифора великому
князю Владимиру о латинах указанная идея выражалась следующим образом:
"Подобает бо Князем, яко от Бога избранном и призваном Правоверную веру
Его, Христова словеса разумети известно и основание, якоже есть святыя церкве,
на свет и наставление порученым им людем от Бога. Един бо Богъ царствует
небесными, вам же, с Его помощио, царьствовати земными, дольшнимъ симъ въ роды
и роды". Представляя князя
охранителем православной христианской веры, русские мыслители касались тем
самым проблемы соотношения светской власти и церковной.
Эта проблема была одной из главных в политической и правовой идеологии Киевской
Руси. Как известно, в Византии
данная проблема решалась на основании шестой новеллы императора Юстиниана I,
согласно которой власть императора
(imperium) и власть церкви
(sacerdotium) объявлялись двумя божественными дарами, исходившими
из одного источника — Бога. Гармония между этими двумя властями поддерживалась
тем, что каждая из них исполняла свои функции: императорская — светские,
церковная — духовные. Рассматриваемая идея получила развитие в созданном в
883—886 гг. своде законов под названием "Эпанагога". Нормы,
регулирующие статус императора и патриарха, были выделены в нем в два отдельных
параграфа. Император, по нормам Эпанагоги, должен был хранить устои государства
и церкви, являться образцом благочестия. На патриарха возлагались обязанности
руководства клиром, толкование Священного писания и церковных установлений.
"Согласие и единомыслие Царственности и первосвященства" Эпанагога
объявляла условием "Духовного и телесного благоденствия" подданных.
Эпанагога, а следовательно, и закрепленные ею принципы взаимоотношения светской
и церковной властей были хорошо известны на Руси. Тем более, что
константинопольские патриархи, в ведении которых находилась русская
православная церковь, иногда специальными посланиями напоминали данные принципы
русским князьям и митрополитам. Так, около 1162 г. тогдашний Цареградский (Константинопольский)
патриарх Лука Хрисоверг в своей грамоте к великому князю Андрею Боголюбскому
писал о том, что князь должен повиноваться поучениям епископа. ("...А не
будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поучением и
наказанием, но и еще начнеши гонити сего, Богом ти данного святителя и учителя,
повинуяся инем чрез закон поучением, а ведомо ти буди, благословеный сыну, то
аще всего мира исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же
епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлеви, ни единоя
жити...") |
Реклама: |