|
Выраженная в приведенных
словах идея ответственности князей перед Богом была распространенной в литературе
Киевской руси. К ней, в частности, обращался в своем "Поучении" и
Владимир Мономах. "Оже ли кто вас не хочеть добра, ни мира хрестьяном, а
не буди ему от Бога мира узрѣти на оном свѣтѣ души его!" —
предупреждал он русских князей. Идея ответственности князей
перед Богом закономерно вытекала из учения о божественном
происхождении княжеской власти, составлявшего стержень официальной
политико-правовой идеологии Киевской Руси. Духом данного учения проникнуты и
русские летописи, и послания митрополитов князьям, и различные литературные
произведения. Так, в "Повести временных лет" в записи за 1015 г. летописец
замечает в ответ на предполагаемый замысел князя Святополка убить своих братьев
и взять себе одному всю власть русскую: "Помысливъ высокоумьемъ своимъ, не
въдый яко "Богъ дает власть, ему же хощеть; поставляетъ бо цесаря и князя
вышний, ему же хощеть, дасть" (думая так, не знал он, что Бог дает власть
тому, кому захочет, и поставляет цесаря и князя, каких захочет). Подобная мысль
проводится и в рассказе о преступлении рязанских князей Глеба и Константина
Владимировичей, убивших в 1218 г. на специально для этого организованном пиру
одного родного и пятерых двоюродных братьев своих. Рассказ этот содержится в
Синодальном списке XIII в. Новгородской первой летописи. Согласно ему Глеб и
Константин думали, что если перебьют своих братьев, то захватят в свои руки всю
власть. "И не вьеси, оканьные, божия смотрения: даеть власть ему же
хощеть, поставляеть цесаря и князя вышний", — заявляет в данном случае
летописец, употребляя почти точно такие же слова, какие говорились в рассказе
об убиении Святополком своих братьев Бориса и Глеба. Таким образом, учение о
богоизбранности князей имело для своего выражения в политической идеологии
Киевской Руси даже и некую устойчивую формулу. Иногда, правда, употреблялись и
другие формулы. К примеру, Никифор, митрополит Киевский в 1104—1121 гг., в
одном из своих посланий писал просто о князе "яко от Бога избранном". Учение о божественном
происхождении верховной государственной власти утверждалось в русском
политическом сознании вместе с распространением в русских землях христианства.
Причем в общественных условиях Киевской Руси оно все более отходило от
византийского варианта. В Византии обожествление
императорской власти служило главным образом упрочению единодержавия
императора, его верховенства в системе государственного управления.
Византийский император был (если не на практике, то в теории) единовластным
правителем. Такой смысл и вкладывался в наименование его монократором или
автократором. В Киевской Руси великий князь назывался иногда аналогичными
титулами "единодержец", "самодержец", В ряде случаев
применительно к нему употреблялся даже титул "царь". Например,
митрополит Иларион в "Слове о Законе и Благодати" говорил о великом
князе Владимире, что он "единодѣржъцъ бывъ земли
своеь". Знаменитый летописец Нестор писал в сказании "О зачале
Печерского монастыря": "В княжение самодѣржца Рускиа земля
благовернаго великаго князя Владимера Святославичя...". В "Повести
временных лет" Нестор замечает в записи за 1037 г., что Ярослав стал "самовластецъ Русьстьй земли". Внук Владимира
Мономаха Гавриил в одной из уставных грамот именовался следующим титулом:
"Се аз Князь Великый Гаврил, нареченный Всеволод Самодержец Мьстиславичь,
внук Володимир, владычествующю ми всею Русскою землею и всею областью
Новгороцкою...". Даниил Заточник в своем "Слове", писанном
великому князю Ярославу, обращается к нему следующим образом: "Помилуй мя,
сыне великаго царя Владимера...".
Ипатьевская летопись называет царем великого князя Андрея Боголюбского в
следующей фразе: "...Спасе люди Своя рукою крепкою, мышцею высокою, рукою
благочестивою Царскою благоверного Князя Андрея". Однако при всем том
единовластие великого князя Киевской Руси имело другой, отличный от
единовластия византийского императора характер. |
Реклама: |