|
Содержание политической и
правовой мысли Киевской Руси (в том виде, в каком оно дошло до нас в
сохранившихся памятниках письменности) отличалось довольно большим
разнообразием. Однако в нем можно выделить целый ряд идей и концепций,
повторяющихся из произведения в произведение, составляющих своего рода остов,
каркас древнерусского политико-правового сознания. Это в первую очередь концепция Русской земли. В текстах литературных произведений
Киевской Руси понятие "Русская земля", как и синоним его — слово
"Русь", во многих случаях употребляется для обозначения территории
проживания русского народа, т.е. в географическом смысле. Вместе с тем оно
нередко обозначает собой образ некоего огромного дома — обители русского народа
и православной веры христианской. Причем образ этот зачастую приобретает явно
выраженную эстетическую окраску. Русская земля — не простая обитель, но светло
светлая, прекрасно украшенная, многими красотами прославленная. Именно так
характеризуется она в "Слове о погибели Русской земли" — дошедшем до
нас отрывке из большого произведения о нашествии войск хана Батыя на Русь,
созданного между 1238—1246 гг. "О, свътло свътлая и украсно украшена,
земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рѣками и кладязьми мѣсточестьными, горами,
крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными звѣрми, различными птицами,
бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы
церьковными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси
испольнена земля Руская, о правовърьная вьра хрестияньская!" Вместе с тем понятие
"Русская земля" получает в памятниках письменности Киевской Руси
также политическое значение. Русская земля — это в понимании русских мыслителей
не просто территория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что
делает русских самостоятельным, независимым народом среди других народов.
Русская земля — это то, о чем должны проявлять постоянную заботу русские
князья. Только те князья прославляются в литературе Киевской Руси, наделяются
разнообразными положительными чертами, которые были заступниками Русской земли,
которые защищали ее от внешних врагов и жизни своей не жалели ради нее, всегда
готовы были голову свою сложить за Русь. Широко распространенным среди русских
мыслителей было мнение о том, что именно от князей зависит, благоденствовать
будет Русская земля или бедствовать. Если князья справедливы, то Бог милостив к
Русской земле, прощает ей многие согрешения, но если князья злы и лживы, то Бог
насылает на нее бедствия — "казнь Божию". В Лаврентьевской летописи в
записи за 1015 г. данное поверье выражено следующим образом: "Аще бо князи
правьдиви бывают в земли, то многа отдаются согръшенья земли; аще ли зли и
лукави бывають, то болше зло наводить Богь на землю, понеже то глава есть
земли".
Любопытно, что раздробление
единого государства Киевской Руси на ряд обособленных одно от другого в
политическом отношении княжеств было воспринято в древнерусской литературе не
как раздробление его территории и соответственно исчезновение Русской земли, но
лишь как распад единого прежде княжеского рода на враждующие между собой
группировки. В этой вражде, в которой брат шел на брата, русские писатели
усматривали главную причину всех несчастий, свалившихся на Русскую землю. Когда
начинались княжеские междоусобицы, "тогда на Русской земле редко пахари
покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему
говорили, собираясь лететь на поживу", — констатировало "Слово о
полку Игореве" (ок. 1187 г.). Все это произведение звучало призывом к
князьям прекратить междоусобную вражду. "Ярославы все внуки и Всеславовы!
Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо
потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на
землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от
земли Половецкой!" Подобный призыв звучал и в созданном в это же время,
т.е. во второй половине XII в., произведении, известном под названием
"Слово о князьях": "Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии
своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, — пока
не обличил вас Бог на Страшном своем суде!" |
Реклама: |