|
Православное христианство
несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало определенные
стереотипы и политического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для
русской культуры тем каналом, через который в ее лоно лился поток духовных
ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая
духовную культуру Киевской Руси, византийское идейное наследие обогащало и ее
политическую и правовую мысль. Христианизация Руси не
влекла за собой полного искоренения в русском общественном сознании элементов
традиционного языческого мировоззрения. Даже правящий слой Киевской Руси,
принимая христианство, не отказывался полностью от языческих ценностей, не
утрачивал окончательно языческого мировоззрения. Причем не только в силу
естественной приверженности ко всему традиционному, устоявшемуся, но и во
многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость
от пришедших на Русь вместе с христианством греческих священников, которые
считались ставленниками Византии, проводниками византийской политики. В народной же среде древнее
славянское язычество господствовало по меньшей мере до XIII в. В начале XV в.
кардинал ДЭтли доносил в Рим об увиденном на Руси: "Русские до такой
степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было сказать, что
преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие
начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение". Очевидно, что говоря о
политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем
определенную условность — не общество само по себе является творцом
политических и правовых идей, а индивиды. Политическая и правовая мысль
Киевской Руси в этом смысле не исключение — она была непосредственным творением
отдельных личностей. История сохранила для нас имена многих живших в Киевской
Руси выдающихся мыслителей и тексты их
произведений. Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, однако жили
и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое
придавало их политическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств. § 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской РусиПолитическая и правовая
мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых
идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников,
произведений древнерусской литературы. Эти идеи и взгляды не складывались еще в
политические и правовые теории, для их выражения использовались не специальные
понятия и термины, а обыденный язык, общепринятый для общения в устной речи и
на письме. Жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая
мысль, — это одновременно жанры и литературы, и устного творчества, такие, как:
послание, поучение, слово, моление и т.п. То, что политические и правовые идеи
и концепции излагались преимущественно в произведениях подобных жанров, явно
указывает на их практическую направленность. Они были предназначены служить
целям практической политики, т.е. вызывать и оправдывать определенные
политические действия, давать идеологические аргументы в политической борьбе и
т.п. Иначе говоря, политическая и правовая мысль Киевской Руси сама по себе была
важным элементом практической политики. Не случайно поэтому, что среди творцов
древнерусской политической и правовой идеологии явно преобладают
государственные и церковные деятели — князья, митрополиты и т.д.
Эта укорененность
политической и правовой мысли Киевской Руси в реальную общественно-политическую
жизнь была залогом ее самостоятельного развития — важнейшим фактором,
ослаблявшим влияние на нее чужеземной политической и правовой идеологии. На Руси сравнительно хорошо
были известны политические и правовые идеи и концепции, выработанные в
Византии. Однако, распространяясь в среде русского образованного слоя, они не
могли подчинить себе его сознание и деформировать тем самым русскую
политическую и правовую мысль. Наоборот, византийская политико-правовая идеология
сама неизбежно реформировалась на русской почве, приспосабливаясь к реалиям
русской общественно-политической жизни. Византийская политическая и правовая
идеология вообще была чрезвычайно сложным, неоднородным явлением. Она включала
в себя самые разнообразные, часто противоречащие одна другой идеи, многие же
высказывания византийских идеологов были и просто неопределенны, неясны и
требовали соответственно толкования, разъяснения. К тому же политическая и
правовая культура Византии развивалась по мере эволюции византийского общества,
менялись содержание и смысл старых идей и концепций, появлялись новые
идеологические постулаты. Русские мыслители, обращавшиеся к произведениям
византийской литературы, должны были со всей неизбежностью делать выбор идей, а
часто и по-своему их истолковывать. В рамках политической и правовой мысли
Киевской Руси невозможно поэтому выделить собственно византийские идеи и
концепции. |
Реклама: |