|
Отсюда Ибн-Хальдун делает
вывод о неизбежности гибели любого государства, средний возраст которого он
определяет в 120 лет соответственно смене трех поколений правящей династии:
первому поколению свойственны простота нравов и относительное равенство; второе
поколение уже изнежено роскошью, живет в условиях неравенства и взаимной
враждебности, трусливо, неспособно к самозащите, нуждается в наемной армии и
охране; при третьем поколении происходят окончательная деградация, разрушение
государства, распад его на более мелкие или захват другим государством. Обычно
конец одного и начало другого цикла наступают в результате захвата кочевниками
цивилизованных областей. Ссылаясь на историю арабов, персов и берберов,
Ибн-Хальдун пишет, что, создав новое государство, завоеватели "предаются
самоизнурению" и истощают общество. "Рано или поздно неизбежно
наступает дряхлость империй, которые, как и люди, растут, достигают зрелого
возраста, а затем клонятся к упадку". В течение жизни трех
поколений государство проходит пять этапов: 1) возникновение новой
принудительной власти взамен прежней; 2) расправа правителя с
теми, кто помог ему прийти к власти, сосредоточение власти в одних руках; 3) расцвет государства;
утверждение порядка, спокойствия и уверенности; 4) переход к насилию и
деспотическим методам для подавления оппозиции; 5) упадок и гибель
государства. Ибн-Хальдун делит
государства с учетом их политики, религии, отношений между правящими и
управляемыми на три типа: 1) "естественная
монархия" — это деспотическое государство, осуществляющее только интересы
правителей, опирающееся на силу; 2) "политическая
монархия" — государство, которое проводит разумную политику, защищает
земные интересы подданных, но остается для подданных "чужой",
поскольку не связана с ними общей религией; 3) "халифат" —
государство, защищающее веру, поддерживающее земной порядок, мусульманская
община со "своим" правителем. В трудах Ибн-Хальдуна немало
наблюдений и выводов о влиянии на общество, государство и право географической
среды, разделения труда, экономики, культуры. Он справедливо считается одним из
великих мыслителей, предвосхитивших многие выводы современной социологии и
политологии. § 4. ЗаключениеОбщим для политико-правовых
идеологий стран Арабского Востока и Западной Европы было то, что та и другая
строились на основе господствующего религиозного мировоззрения и в своих
программных положениях отражали институты феодального общества. Однако доктрины
исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских
мыслителей как по содержанию, так и по программным положениям. В странах ислама
более, чем в средневековой Европе, была выражена тесная, доходящая до тождества
связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в
Коране, а власть рассматривалась лишь как средство его осуществления. Поэтому в
теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения
проблем происхождения, устройства, форм государства, соотношения государства и
права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других
проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем
заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их
связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка. Все это обусловило и
особенности творчества арабских философов, весьма далеких от религиозного
скептицизма и вольнодумства. Религия рассматривалась ими как реально
существующая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная
основа права, государства, политики. Отнюдь не посягая на эту основу, арабские
мыслители разработали гениальное для того времени учение о "двух
истинах", обосновывавшее независимость науки и философии от религии и
власти. Поэтому в развитии естественных наук, а также в изучении реалистических
сторон философии Аристотеля арабские ученые средних веков далеко опередили
современных им европейских мыслителей. |
Реклама: |