|
* Про Аверроэса говорили: "Аристотель объяснил
природу, а Аверроэс — Аристотеля". Применительно к политике
концепция "двух истин", с учетом реалий арабского мира, не шла далее
идеи философа-правителя, получившей воплощение в трудах аль-Фараби, Авиценны
(Ибн Сина, ок. 980—1037) и других арабских мыслителей. С учетом той же идеи в XIV
в. очень своеобразную концепцию развития государства разработал выдающийся
арабский историк Ибн-Халъдун (1332—1406). Его перу
принадлежит получивший широкую известность труд "Большая история"
("Книга поучительных примеров"). Идеи Ибн-Хальдуна о государстве
сложились под влиянием Аристотеля и его среднеазиатских последователей. Ибн-Хальдун различал
общество и государство, стремился выявить их соотношение и закономерности
развития. Согласно его концепции, люди создали общество для совместного
добывания средств к жизни, поскольку способность одного человека недостаточна
для удовлетворения его потребности в пропитании. Разделение труда — первейший
фактор объединения; люди объединяются также для защиты от внешней опасности и
обеспечения общей безопасности от возможных проявлений агрессивной природы самих
людей, объединившихся в общества. На общество влияют климат и другие природные
факторы, но главное — формы хозяйства, способ производства: "Условия, в
которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают
средства к существованию". В связи с этим Ибн-Хальдун различает два этапа
(состояния) общества: 1) примитивное, или "сельское", когда люди
занимаются только земледелием и скотоводством, и 2) цивилизованное, или
"городское", когда получают развитие ремесла, торговля, науки,
искусства. На первом этапе люди производят "только то, что достаточно для
существования без какого-либо избытка". Развитие разделения труда и
объединение усилий многих людей создают производство избытка, который порождает
роскошь, обусловливает переход общества ко второму этапу (состоянию). Развитие общества
предопределяет эволюцию устройства и задач государственной власти. В
примитивном ("сельском") состоянии формой общества является
организация кровных родственников на началах полного равенства. В таком
обществе предводитель — только первый среди равных; за ним следуют без
принуждения. Проблема распределения продуктов перед этой организацией вообще не
стоит — производится только необходимое. Производство излишков и роскоши ведет
к возникновению организации, основанной на неравенстве и принуждении. Второму
этапу (состоянию) общества соответствует владычество (власть—собственность).
"Владычество же — это верховенство и властвование с помощью
принуждения". Поскольку один человек владычествовать не в силах, он
создает группировку, самую сильную в обществе. Опираясь на эту группировку,
владыка покоряет подданных, собирает деньги в казну: "Налоги и поборы
образуют материю государства". Поначалу носитель власти
опирается на членов своего рода; затем склонность властителя к самообожествлению
и стремление к единовластию ведут к отстранению от власти, родственной
правителю группы, к созданию искусственной группировки лиц, служащих ему за
деньги. Государство отрывается от
основы, на которой возникло, правители отделяются от простого народа;
происходит "закрытие двери перед массой из-за страха быть убитыми
выступающими против власти и другими людьми". Стремление владыки опереться
на чуждые народу элементы является хронической болезнью государства, ведущей к
его гибели. С одной стороны, для содержания искусственной группы, на которую
опирается владыка, он взимает все большие и большие налоги, изымая у подданных
не только излишки, но и необходимое, вмешивается в торговлю, с помощью
принуждения скупает товары по самым низким ценам и продает по самым высоким.
Это ведет к упадку рынков, убивает надежды подданных, связанные с торговлей,
подрывает стимулы к труду. Разрушение экономики ослабляет государство:
"Государство — форма общества, с необходимостью приходящая в упадок, если
пришла в упадок его материя". С другой стороны, искусственная группа —
зыбкая опора власти: "Незначительны те, которые за денежное вознаграждение
согласятся умереть. Это становится немощью государства и сламывает его". |
Реклама: |