|
Вместе с тем
политико-правовой идеологии ислама присущи качества, способные существенно
замедлить социальное, политическое и духовное развитие стран и регионов, где
эта идеология господствует. Как отмечено, уже в средние века стремления
народных масс освободиться от угнетательской власти выражались в форме борьбы
одного исламского вероучения против другого. И чем сильнее было стремление
упразднить то или иное конкретное государство или заменить его другим, тем
ревностнее и фанатичнее отстаивалось миропонимание "своей" ветви
ислама. Поэтому на смену политическому отчуждению неизбежно шло отчуждение
религиозное, порождающее в свою очередь новую разновидность государства, все
так же противостоящего обществу и народу. В ряде стран и регионов эта тенденция
не только не была изжита, но и усилилась в последующие века. Современный
мусульманский фундаментализм*, распространившийся в ряде стран, выступает
против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии
и права. *С 1910 г. фундаментализмом стали называть
ортодоксальное течение в протестантизме США, которое требовало буквального
истолкования Библии, не допускающего критического отношения к содержанию любой
из ее частей. Впоследствии этим термином стали обозначать не только
христианские, но и все вообще религиозные направления, провозглашающие
неизменность догматики, буквальное принятие содержания религиозных книг,
строгое и неуклонное исполнение всех традиционных предписаний религии. Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ КИЕВСКОЙ РУСИ§ 1. ВведениеКиевской Русью в
исторической науке называют Русское государство с центром в Киеве, зародившееся
приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в.
Современники именовали его просто "Русь" или "Русская
земля", о чем свидетельствует полное название "Повести временных
лет" — "Се повѣсти времяньных
лѣт, откуду есть
пошла руская земля, кто въ Киевѣ нача первѣе княжити, и откуду руская
земля стала есть". Как единый политический
организм Киевская Русь просуществовала до середины XII в., однако как
этническая, культурная, религиозная и, до некоторой степени, правовая общность
она продолжала существовать и после этого времени: вплоть до того, как в северо-восточной
части ее территории сложился новый политический организм, сформировались новые
политические и правовые традиции, возникла новая этническая и культурная
общность — Московское царство, или Московия. Раздробление единого государства
Киевской Руси на ряд самостоятельных в политическом отношении княжеств не
повлекло за собой распада сформировавшейся в его рамках древнерусской
народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления
церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало действовать на
территориях обособившихся русских княжеств.
Киевская Русь представляла
собой раннефеодальную монархию, которая в некоторых своих чертах была сходна с
раннефеодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в последних, в Киевской
Руси шло формирование феодальных отношений, возникали характерные для
феодального общества классы феодалов, крестьян и горожан, появлялись вотчины,
складывались вассальные связи и т.д. Так же, как и в западноевропейских
раннефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Русью
сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опиравшегося в первую
очередь на группу приближенных к нему профессиональных воинов (дружину), а сама
система центральной администрации была дворцово-вотчинной. "Русская
правда" — важнейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоминает
характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм
правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по
этой причине в нашей исторической литературе "правдами"
("Салическая правда", "Бургундская правда", "Правда
Этельберта" и т.п.). |
Реклама: |