|
* Перипатетиками называли учеников и последователей
Аристотеля, по преданию преподававшего свое учение во время прогулок (греч.
"перипатос" — прогулка, хождение). В общих чертах своеобразное
соотношение философии и религии ислама обозначил "первый философ
арабов" — среднеазиатский тюрк аль-Фараби
(870—950). Широкую известность фараби принесли его комментарии трудов
Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя
"Аристотель Востока", "Второй учитель". Аль-Фараби исходил из того,
что истина постигается философией посредством "доказательных
рассуждений". Но философов, которым
доступно истинное знание, немного; большая часть людей занята повседневным
трудом и способна приобрести знания лишь посредством "поэтических",
"риторических" образов и речений. Поэтому для "широкой
публики" необходима оперирующая такими образами и речениями религия,
представляющая собой важное "политическое искусство", без которого
невозможно общество. В трудах Фараби
предпринимается попытка изложить проект идеального общества
(города-государства). Общества Фараби
классифицирует на великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю),
среднее (общество определенного народа) и малое (объединение людей в отдельные
города). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он
делит города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные. В добродетельных
городах-государствах общественная жизнь построена на принципах высокой
нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья. Фараби пишет о пяти слоях
населения в добродетельном государстве: 1) мудрецы и другие достойные лица; 2)
"люди религии", поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры,
врачи, астрологи и т.п.; 4) воины — ратники, стражники и т.п.; 5) богатые люди,
земледельцы, скотоводы, купцы и т.п. В добродетельном государстве все эти слои
населения связаны дружбой, взаимными интересами, справедливым отношением друг к
другу. Добродетельный город
возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и
обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е.
религиозной, форме. Политико-правовое учение
аль-Фараби сильно отличается от доктрин западноевропейских мыслителей как по
содержанию, так и по программным положениям. Политическая жизнь Арабского
халифата не давала оснований для обсуждения традиционных для европейской мысли
проблем различных форм правления, соотношения церкви и государства, государства
и права, но настоятельно требовала обсуждения моральных качеств и
компетентности правителя, задач и способов осуществления его власти. Что
касается политического устройства, то за его основу бралась оказывающая влияние
на власть мусульманская община — скрепленное шариатом территориальное
объединение верующих. Морально-религиозные качества общины, по аль-Фараби, тоже
важны для оценки города-государства; так, коллективный город, занимающий
промежуточное положение между добродетельным и невежественным городами, Фараби
описывает близко к критическому изображению демократии у Платона. Концепция
"двух истин" получила широкое обоснование в трудах Аверроэса (Ибн Рошд, 1126—1198)*. Согласно этой концепции
необходимой для "широкой публики" является религия, в образно
символической форме доводившая до всеобщего сведения нормы и правила общежития.
Философия, постигающая "начала" (законы природы и общества), доступна
лишь ученым, оперирующим доказательными суждениями. Поэтому существуют две
истины — философии и религии, противоречия между которыми снимаются
аллегорическим толкованием, сведением к общим началам. Такая концепция
создавала достаточные просторы для свободного развития естественных наук; не
случайно у арабов большое развитие получили медицина, химия, астрономия,
математика. |
Реклама: |