|
Шииты (аш-шиа —
"сторонники") считают Али и его потомков единственно законными
халифами — имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части Сунны,
которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна из
особенностей шиизма — вера в "скрытого имама" (им считается
двенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен
явиться как махди (аналогично иудео-христианскому мессии) и наполнить мир
справедливостью (у суннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских
сект наделяет "людей религии" правом говорить от имени "скрытого
имама"; это придает шиитскому духовенству особый авторитет в глазах
верующих. В отличие от суннитов
шиитские богословы-правоведы считают, что "врата иджтихада" всегда
открыты. На основании Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые
шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины
выносить фетву — предписание по правовому вопросу. Во многих мусульманских
странах шииты составляли меньшинство; оппозиционность шиитов господствующим
династиям, культ "мучеников", мессианские чаяния нередко делали их
вдохновителями и руководителями народных движений. Под влиянием шиитов менялись
династии, в разных концах мусульманского мира возникали теократические имаматы,
возглавляемые потомками Али. Тесная связь религиозной и политико-правовой
идеологий ислама средних веков, громадное влияние "людей религии" на
массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели
к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты
становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание
объявлялось еретическим. Политических успехов нередко
добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта
исмаилитов, которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный
Фатимидский халифат (X—XII вв.) и ряд других государственных образований.
Возникавшие под лозунгами борьбы против несправедливости, угнетения и
неравенства, эти государства в условиях господствовавшего феодализма неизбежно
становились орудием угнетения и эксплуатации. В ходе борьбы за власть в
халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой
мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной
выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению
хариджитов, каждая община может избрать себе имама-халифа и имеет право
сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом
может быть избран любой верующий. Некоторые выступления хариджитов, как и
исмаилитов, приводили к успеху. Опираясь на широкие массовые движения,
руководители сект захватывали власть и создавали длительно существовавшие
государственные образования (государство Рустемидов в Северной Африке в VIII—Х
вв.). Религиозный фанатизм и нетерпимость хариджитов, практикуемые ими
"религиозные убийства" (вплоть до убийств женщин и детей) существенно
ослабляли силу движений, которые они стремились возглавить, часто вели их к
расколам на враждующие между собой секты. § 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философовСтремительное расширение
Арабского халифата вовлекло в сферу арабской культуры наследие античной
(особенно греческой) философии, научные достижения завоеванных стран и народов.
В IX в. Багдад
превратился в крупный научный центр с рядом школ, библиотек, научных обществ.
Второй центр арабской культуры сложился на Пиренейском полуострове, в Кордове.
На арабский язык были переведены произведения античных врачей, классические
труды по математике и астрономии, а также философские трактаты Платона,
Аристотеля и их последователей. Соотношение
религии и философии в исламе своеобразно. Некоторые мусульманские богословы уже
в VIII—IX вв. пытались разработать религиозную философию, основанную на
символико-алле- горическом толковании
Корана. Однако основная масса "людей религии" настороженно относилась
к рационалистическому подходу к проблемам ислама. Теоретики религиозной философии
ислама то подвергались гонениям, то поддерживались властями, пока, наконец, в Х
в. калам — теоретическое мусульманское богословие, аналогичное христианской
схоластике, — не получил признание и относительно широкое распространение. С
того же времени с каламом успешно конкурирует направление, стремящееся
осмыслить природу и общество на основе трудов Аристотеля и других античных
мыслителей. Труды представителей "восточной перипатетики"* были
посвящены преимущественно естественно-научным дисциплинам (медицине, географии,
астрономии, химии, математике и др.). Затрагивались ими и политико-правовые
проблемы, которые решались с учетом религиозно-политической жизни Арабского
Востока. |
Реклама: |