|
У мусульман нет иерархически
организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или
православному, но есть "люди религии". К ним относятся проповедники,
знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии,
вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств.
"Люди религии" (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на
массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять
политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти. В исламе существует ряд
направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание
религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права,
религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных
течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические
перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во
главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся
одного из направлений ислама. В процессе борьбы за власть
в халифате уже в первые десятилетия существования ислама в нем произошли
расколы и определилось несколько крупных направлений. Сунниты утверждают,
что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты
признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника
Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением
и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Сунниты признают Коран и
Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех
толков, различия между которыми — в методах толкования текстов Корана и Сунны
при решениях вопросов шариата. Поскольку эти тексты не
содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающих в жизни, при
разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад — самостоятельное суждение
авторитетных правоведов, подчиненное определенным правилам и приемам, к которым
относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков
права, считающееся мнением всей общины верующих). В процессе развития
мусульманского правоведения (фикх — право и доктрина права) в суннизме к Х в.
сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты
(наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну,
отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права.
Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс,
т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм
фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное
положение между названными. В разных частях арабского
мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины, определяющие приемы
толкования — применения права. В конце концов суннитские богословы решили, что
число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков и
выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее
развитие богословия, права, морали, социальных установлений: "Двери
иджтихада были закрыты". Люди религии строго стояли на страже таклида
(традиция, подражание, недопущение новшеств). Это привело к длительному застою
в культуре, экономике, науке тех областей и районов, где господствовал ислам. Суннизм — преобладающее течение
ислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского
Востока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если
вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были
объявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложилась
концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф — "прямой
представитель Аллаха" — оставался мусульманским первосвященником);
наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи. |
Реклама: |