|
Еретическому учению о двух
богах, один из которых создал мир зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский
противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе, "главе
целого демонического царства", который, сказано в священном писании,
"ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни дьявола
и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, несогласий. Учение Фомы Аквинского о
государственной власти давало тонкое обоснование теократическим теориям. Как
отмечено, светские правители, ссылаясь на то же священное писание ("нет
власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко
оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее
законности. Фома Аквинский стремился опровергнуть эти ссылки своим учением об
элементах власти. В духе средневековой
схоластики Фома Аквинский различает три элемента государственной власти:
сущность, происхождение, использование. Сущность власти, т.е.
порядок управления (господства и подчинения), установлен богом; именно так
следует понимать слова апостола Павла: "Существующие же власти от бога
установлены". Однако, продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует, что
каждый отдельный правитель поставлен непосредственно богом и богом же совершено
каждое действие правителя. Князь может оказаться узурпатором, тираном,
безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т.е. способность
творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования
власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее
к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти,
необходимый для общежития. В делах религии, касающихся спасения души,
рассуждает Фома, следует подчиняться церковной власти, а не светской. Власть
последней распространяется лишь на земные цели, гражданские блага. В одном из
сочинений Фома писал, что и духовная, и светская власти "соединяются в
лице папы, который стоит на вершине обеих властей". Воспроизведя аристотелевскую
классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития; тирания,
олигархия, демократия), Фома придает значение лишь некоторым из этих форм.
Основным признаком государственной власти является право издания законов. Так,
в аристократии источником права является мнение юристов, в олигархии — судебная
практика. В правильных формах существует законность (господство справедливости)
и признается общее благо; в неправильных попирается то и другое. Фому Аквинского интересуют
не столько различные модификации сочетаний олигархии и демократии, сколько
общие отличия республик от монархий. Монархия была наиболее типичной формой
феодального государства; значительным разнообразием отличались формы городских
республик, к которым Фома относился отрицательно. Он против разнообразия, он за
единство: в мире царствует один бог, в теле — одно сердце, в душе — разум, у
пчел — царица. Монархия — наиболее
естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства.
"Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое
управляется одним, — пишет Фома, — это подтверждается на опыте. Ибо провинции
или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и
пребывают в волнении, не зная мира". Республику Фома считает
государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок,
пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает
Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное
значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха,
обещаниям ему "наивысшей награды от бога", полагающейся
добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить
тирана "по всеобщему решению", когда подданные освобождаются от
обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с
призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю). |
Реклама: |