|
Этику и политику Аристотеля
Фома Аквинский истолковал в духе католического богословия и схоластики.
Традиционные для этики Древней Греции добродетели "мудрость, мужество,
умеренность, справедливость" Фома дополнял богословскими, более высокими
добродетелями "веры, надежды, любви". Обозначенные Платоном и
обстоятельно прокомментированные Аристотелем понятия "уравнивающей"
(арифметической) и "распределяющей" (геометрической) справедливости
он толкует в духе священного писания, утверждая, что в основе распределяющей справедливости
лежит веление Христа "отдавайте кесарю кесарево, а божие — богу". Благодаря трудам Фомы
Аквинского схоластически истолкованное учение Аристотеля (особенно идея
"иерархии форм") получило большую известность и распространение в
идеологии Западной Европы. Аристотель, часто именуемый "философ" (с
большой буквы), ставился много выше других античных авторов. Изучение и
комментирование его трудов, осмысленных и перетолкованных в духе католического
богословия, заменяло средневековым схоластам исследование общества, природы,
реального мира. Политико-правовая концепция
Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не
только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование
церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней
мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из
основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как
универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование
феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация
"рабства" (т.е. крепостничества), концепция государства, вмещающая
теократические устремления католической церкви, — все это предопределило
господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть
до провозглашения его "святым", "ангелическим доктором".
Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено
"единственно истинной философией католицизма". § 5. Средневековые юристыНаходка в XI в. рукописей
Дигест Юстиниана дала начало изучению римского права в университетах Северной
Италии, а затем в других городах Западной Европы. В XI—XII вв. в Болонье
сложилась школа глоссаторов, изучавших и
преподававших римское право ("глосса" — замечание, пояснение). В споре императоров и церкви
легисты-глоссаторы выступали на стороне светской власти. Большинство легистов
(юристов) утверждало, что народ передал императорам всю власть, которая
неограниченна и наследственна. Ссылаясь на законы Римской империи, где воля
императоров считалась высшим законом, легисты полагали главным источником права
законы, установленные светской властью императоров, королей, городов. Аналогичные идеи с XIV в.
обосновывали постглоссаторы., комментаторы,
применявшие правила схоластической логики к обработке материала, собранного
глоссаторами. Некоторые юристы средних веков считали свободу естественным
правом, а рабство — порождением насилия. Наиболее видным
постглоссатором был итальянский профессор Бартол де Саксоферрато (Bartolus de Saxoferrato; 1313 или 1314—1357), по
имени которого постглоссаторы назывались "барто-листы". Они
продолжили развитие юридической науки, начало которой было положено
глоссаторами. Глоссаторы и постглоссаторы не только изучали и преподавали букву
римского права, но и стремились обобщать и систематизировать правовые понятия,
соединять или согласовывать основные положения римского права с понятиями
современного им канонического, городского, обычного права. Однако применение к
изучению права схоластических методов часто вело к бессодержательности и
многословию комментаторов, отрыву их от практики исследования и реализации
права. |
Реклама: |