|
В отличие от Аристотеля,
считавшего частную собственность установлением природы, естественного закона,
Фома Аквинский относит ее к сфере человеческого закона и даже ставит ниже
"божественной общности имуществ", восславленной Платоном и
существующей в монастырях. Однако частную собственность он считает незыблемой,
поскольку она является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и
устраняет ряд споров между людьми. По учению Фомы Аквинского,
человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний
понимался только как правила общежития (у людей нет другого средства самозащиты
кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость
соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не
должны распускать общество, запрещать жизнь, брак, деторождение. Современная
католическая теория права (неотомизм)* усматривает в концепции Фомы Аквинского
возведение в ранг высших ценностей прав и достоинств человека, защиту прав и
свобод личности от произвола власти. Нетрудно заметить, однако, что эти права и
свободы в концепции Фомы оказались столь умеренными (только право на жизнь и
продолжение рода), что никак не противоречили устоям феодализма, почти
бесправному положению зависимых крестьян, обремененных массой повинностей и
обязанностей перед сеньором и церковью. Католическая теория права XX в.,
во-первых, восприняла идею "возрожденного естественного права",
сложившуюся вне теологии, во-вторых, значительно
расширила представление о содержании прав и свобод человека в духе современной
цивилизации. Только в существенно обновленном виде неотомизм смог использовать
идеи естественного права для критики свойственного идеологам
национал-социализма и других тоталитарных режимов взгляда на право как на
произвольное, ничем не ограниченное "веление государственной власти". * Католическая церковь почитает Фому Аквинского как
святого; его учение считается официальной доктриной католицизма. Последователи
этого учения — неотомисты, неосхоластики. Достаточно практично для
своего времени Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона
человеческого другим видам законов. Как быть, если правитель предписывает
нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во
избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение
общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что
произвольные действия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом
случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно подчиняться не
только добрым и честным, но даже, — как сказано во втором послании Петра, —
дурным господам".
Если, однако, произвол
правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет
никаких последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при
произвольных действиях власти, противоречащих божественному закону. Когда произвол правителя
направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких
случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от
присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по существу — церковных) законов
использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний
католической церкви. Подчинение светских феодалов божественному закону,
настойчиво подчеркивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным
средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физическое уничтожение
еретиков. "Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо
более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для
удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома
Аквинский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи
справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро
они уличены в ереси". |
Реклама: |