|
Могучим средством
воздействия церкви на непокорных ей феодалов был интердикт (запрещение
совершать богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц,
страну, город), отлучение от церкви, освобождение подданных от присяги. Римским
папой, достигшим заметных успехов в утверждении верховенства церкви, был
Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с 1073 г.). В сочинении "Диктат
папы"*, составленном окружением Григория VII, утверждалось, что римский
папа имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и смещать их, ему
полностью принадлежит инвеститура. Спор папы Григория VII и императора Генриха
IV об инвеституре перерос в острый конфликт, в результате которого отлученный
от церкви и низложенный император был вынужден пойти с покаянием в Каноссу, где
находилась резиденция папы. * Dictatus papae — "продиктованное папой" (лат.). Наивысшего могущества
католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.), объявившим себя не только наследником
апостола Петра, но и "викарием Иисуса Христа". При Иннокентии III было образовано независимое церковное
государство (Папская область), короли рассматривались как вассалы папы, а
епископы были включены в общую ленную систему. Притязания церкви и
духовенства на светскую власть обосновывались теократическими теориями. Суть
этих теорий сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по отношению
к церкви положение, из чего следует, что светские правители должны быть
подчинены церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по
осуществлению политической власти. В обоснование использовались
доводы Августина Аврелия (см. гл. 4), теория "нравственного закона",
согласно которой церкви принадлежит право оценивать и "судить"
действия императора не только как христианина, но и как носителя власти. Широко распространены были
"теория двух мечей", основанная на произвольном соединении и
толковании цитат из евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому
должен служить ей своим мечом), и "теория солнца и луны" (как луна
получает свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и
авторитет от папы). Церковью использовались
различные фальшивки — например, "Дарение Константина" (подложная
грамота от имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в. передал
римским папам власть над Западной Римской империей) и "Лжеисидоровы
декреталии" (где говорится, что короли и императоры еще с первых веков
христианства подчинялись папам как преемникам Христа и апостола Петра).
Для обуздания строптивых
сюзеренов церковь иногда взывала к их вассалам, освобождая от присяги верности,
призывая к свержению "тирана". Эту тираноборческую идею обосновывал в
своих трактатах английский богослов, историк и юрист Иоанн
Солсберийский (? — умер в 1180 г.). В духе римского права и
церковной традиции он утверждал, что подданные по воле бога наделяют властью
князя, который подчинен божественным законам и получает меч (право проливать
кровь) от церкви. Государство подобно телу: князь — его голова, сенат — сердце,
судьи — уши и язык государства. Душа государства, писал Иоанн Солсберийский, —
священник. Если князь нарушает
божественные законы (воздающие каждому свое), церковные каноны, волю
духовенства — такой князь является тираном. Тиран уничтожает свободу народа,
законы обращает подданных в рабство. Народ вправе и обязан лишить его власти.
Иоанн Солсберийский впервые в идеологии христианской церкви допускает и
теоретически обосновывает убийство тирана, возражая, однако, против
использования яда, поскольку отравление — способ нечестный и коварный. Тираноборческое учение
Иоанна Солсберийского, основанное на своеобразном сочетании идей теократии и
демократии, почти не нашло сторонников и последователей у его современников, но
приобрело значительное распространение в XVI в., особенно среди иезуитов (см. §
3 гл. 9). |
Реклама: |