|
* Католическая (западная) церковь обособилась от
православной (восточной) в результате разделения церквей в 1054 г. В период феодальной
раздробленности Западной Европы католическая церковь была единственной
централизованной организацией, во главе которой стоял римский папа — епископ
города Рима, считавшийся преемником апостола Петра, которому Христос заповедал
создание церкви. Церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового
общества. Отсутствие резкой границы между обществами Древнего мира и средних
веков давало возможность использовать апологетику рабства для оправдания крепостничества. Мировоззрение средних веков
было богословским, теологическим мировоззрением. Античные культура, политика,
этика, искусство высокомерно отвергались церковью как языческая премудрость,
ненужная, а то и вредная в свете учения Христа. Занятия философией допускались
только в школах, созданных церковью, функционировавших под ее руководством и
контролем; поэтому школьное (схоластическое) знание и образование были
богословскими от начала до конца. Одной из центральных проблем схоластики
являлось соотношение веры и разума, религии и философии; проблема безоговорочно
решалась в пользу веры и религии, догмы которой не могут быть опровергнуты
разумом и не требуют философского подтверждения. Высшим источником истины
признавалось священное писание, тексты которого были исходным пунктом и
важнейшим аргументом в схоластических рассуждениях, причем схоластика
ориентировалась даже не столько на священное писание, сколько на догматы
официального вероучения католической церкви, опирающиеся на строго определенные
и истолкованные тексты, а также на церковное предание (сочинения отцов церкви,
решения вселенских и некоторых поместных соборов). Церковь и религия стремились
заполнить всю жизнь человека средневекового общества. Церковь принимала
человека при рождении и напутствовала на смертном одре; даже будущая жизнь
каждого христианина была в ее руках, поскольку молитвы могли облегчить участь
души в загробном мире. В таинстве исповеди церковь следила за каждым поступком,
словом и даже мыслью верующего, руководила каждым его шагом, держа в состоянии
постоянного страха за участь души. Колокольным звоном отсчитывались часы
каждого дня, время труда и отдыха; постами и праздниками — дни в году, время
начала сельскохозяйственных работ и их конца. Огромные, богато украшенные храмы
потрясали психику человека; торжественное богослужение, музыка и пение брали в
плен его воображение. Чудодейственные иконы и мощи святых считались лучшим
средством от всех болезней, а крестоцелование и клятва на Библии — наиболее
верным средством обеспечения сделок. Вероотступничество было тягчайшим
уголовным деянием, а лишение причастия — одной из самых суровых правовых
санкций. Церковь была местом, где совершались важнейшие события в жизни
человека — свадьбы, крещение детей, отпевание родных и близких, и она же,
наконец, была местом, куда можно было спрятаться от преследования, спасая свою
жизнь.
Идеологическое господство
религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления
политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в
религиозном облачении. Общей идейной основой всех политических и правовых
доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты священного
писания. Идеологи господствующих сословий ссылками на Библию стремились
обосновать сословное неравенство, привилегии феодалов, зависимое положение
крестьян. Этой цели служили тексты о "покорности рабов своим
господам", "богоустановленности власти", "непротивлении злу
насилием", содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой
протест против феодального строя выражали в еретических движениях. § 2. Теократические теорииКатолическая церковь,
возглавляемая римским папой, притязала на решающее участие в политической
власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей
и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле
оказывались сильные политики. Наиболее острым спорным вопросом между духовной и
светской властями был вопрос об инвеституре (право назначения епископов и
аббатов). Порой острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на царство)
того или иного короля либо императора. |
Реклама: |