|
Императоры и короли
стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах. Защищаясь
от притязаний церкви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о
богоустановленности всякой (т.е. и их) власти ("существующие же власти
богом установлены"). Они по-своему толковали "теорию двух мечей"
— меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: "Царство
мое не от мира сего". § 3. Политико-правовые идеи средневековых ересейВ средневековой Европе
ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы)
христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.
Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде всего против
духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа.
Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном толковании текстов
священного писания, в заимствовании идей посторонних религий или в повторении
еретических идей, уже осужденных церковными соборами. Многие ереси были чисто
богословскими и не касались общественно-политических проблем. Однако и такие
ереси, получив широкое распространение, становились опасными для авторитета
господствующей церкви, которая искала и находила себе поддержку светской власти
в истреблении инаковерующих. Еще опаснее для церкви были ереси, которые, взывая
к текстам Нового завета, обвиняли духовенство в отступлении от апостольских
правил, в корыстолюбии, тунеядстве, в непомерной гордыне и высокомерии, в
пренебрежении заповедями Христа. Наконец, ряд еретических учений и движений
имел антифеодальный характер, осуждал не только церковь, но и крепостничество,
дворянские привилегии, государство и право. Первыми еретиками Европы,
положившими начало широкому общественно-политическому движению, были болгарские богомилы. Введение в Болгарии
христианства (864 г.), создание славянской письменности и распространение
религиозных книг совпали с периодом бурного развития феодальных отношений.
Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального
строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, болярами,
царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в
пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по
воле бога, который добр и справедлив. Подтверждение этим сомнениям обнаружилось
в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего
принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. Так говорится в евангелиях об
искушении Христа: "И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все
царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть
над всеми этими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю
ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое". Болгарские еретики нашли в
Новом завете много текстов, в которых противопоставлялись бог и мир, дух и
плоть, свет и тьма, добро и зло. Особенное внимание они обратили на тексты
евангелий, дающие основания отождествить дьявола с богатством: "Никто не
может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и
маммоне (богатству)". Из этого богомилами делался вывод, что богатство и
есть дьявол (злой бог). В богомильских сказаниях, распространенных во всех
славянских странах, образно описано, как дьявол, когда изгнанный из рая Адам
стал пахать землю, взял с него "кабальную запись" — на него и на все
его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и
пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. В учении богомилов немало и
от здоровой крестьянской логики: кому приятно видеть крест, на котором казнен
сын божий? Конечно же, не богу, а именно дьяволу; поэтому крестами — орудиями
казни украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу. |
Реклама: |