|
Характеризуя
"христианское государство" как образец "земного града",
Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи
основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо;
высшее же благо есть бог". Практически образцом этого идеала явилось
рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии
духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.
Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не
убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не
преступают те, которые ведут войны по полномочию от бога". Теократические идеи
Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи
(Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их
механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад
рабовладельческого строя. § 5. ЗаключениеПолитико-правовая идеология
Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей,
разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории
политических и правовых учений. Среди них — знаменитое определение государства
("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе)
как связи, основе общества. Значительное влияние на обособление теории права от
философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими
догмы права. Проблема преодоления
политического отчуждения в политико-правовой идеологии Древнего Рима выражена
слабо. Терминологически она намечена определением государства как "дела
народного", теоретически — оправданием системы сдержек и противовесов,
предупреждающих вырождение республики в тиранию. Цицерон определял право как
связь общества (народа), но в его понимании оно распространялось лишь на
свободных; кроме того, он утверждал, что при грохоте оружия (в период войны)
умолкают законы. Совершенно исключительное
значение в истории общественно-политической мысли принадлежит христианству.
Сложность самого процесса становления новой мировой религии, отражение этой
сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и долговременное
господство христианства в Европе, и возможность использования его в средние
века в прямо противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и
крепостничества (Фома Аквинский) до обоснования демократически-революционных
(табориты) и коммунистических (Томас Мюнцер) программ. Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНИХ ВЕКОВ§ 1. ВведениеПадение Западной Римской
империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало
истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего Средневековья
(V—Х вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй. К IX—Х вв. Западная Европа
раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от
центральной власти королей, и императоров. Сложились иерархическая структура
землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также
сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго
определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в
этой иерархии; от привилегированного дворянства, особенно высшего, до
обремененного массой повинностей крестьянства. Общества стран Западной Европы
были организованы как мрнархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень
этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и
высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре.
Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не
освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и
ограничений. Особое
место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь.
Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось от нее в феодальной
зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу на основе
принципа строгой иерархии, на монархических началах возглавлялась римским
папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм,
установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право).
Духовенство было привилегированным сословием феодального общества, а церковь —
важной частью феодальной структуры. |
Реклама: |