|
Оправдание государства в
том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем
и тут государства разные: есть два вида земных царств. Одни — организации насилия и
разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом,
олицетворяют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых".
Другие царства — это "христианские государства", власть которых
основана на заботе о подвластных. В конечном счете оправдание
государства — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной
к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей
и желаний. Августин — один из первых
церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным
путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления
донатистов и агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев". Проблема уничтожения
еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах
Августина. Насилие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет
непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживают того, кто
падает в пропасть. В сочинении "Апология гонений" Августин утверждал,
что "лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага". В других его
сочинениях говорится, что "церковь преследует, любя". Наконец, в
"Письме к Донату" Августин писал, что церковь теперь "не только приглашает к добру, но и
принуждает к нему". Источник
зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры
это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики
хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского
государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно
"принуждать людей, а не учить". "Вы думаете, что никого не
следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал
своим слугам: принуди войти всех, кого найдете"*. *Эти слова compelle
intrare - “принуди войти” в средние века
сделались девизом
инквизиции. Правда, рассуждал Августин,
Христос никого не принуждал, но "был ли тогда император, который бы верил
во Христа и мог бы служить ему в благочестии, издавая законы против
нечестия". Во времена Августина большая часть населения Римской империи
держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожили и неподвластные ей
христианские секты еретиков. Поэтому Августин призывал использовать принуждение
для крещения язычников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить
господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что
противоречит велениям господа?" Оправдание государства, по
Августину, — и в поддержании социального порядка: "Никак не следует о нем
(боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства,
владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в
обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов —
"имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства —
прегрешение библейского Хама: "Грех — первая причина рабства, и это бывает
не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды". Источник рабства
отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны,
по учению Августина, не противоречат божьим заповедям. Божественным установлением
являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных
и богатых. "Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь
бедному, бедного — чтобы испытать богатого". В произведениях Августина христианское
вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам
власть имущих. "Сколько богатые обязаны Христу, который возмещает им
убыток: если был у них неверный раб, Христос обращает его и не говорит ему:
оставь своего господина". |
Реклама: |