|
В Северной Африке
развивалось также движение донатистов — христиан, стремившихся сохранить
чистоту церкви, почитавших мучеников, пострадавших во время императорских
гонений на христиан, перекрещивавших отступников, отрекшихся от христианства во
времена гонений, а затем возвращавшихся в общины. Это движение стремилось
обособиться от государства, в тесный союз с которым вступала церковь. "Что
императору до церкви?" — говорил епископ Донат, по имени которого названо
движение. Своей оппозиционностью донатизм осложнял отношения церкви с императорской
властью; кроме того, это движение раскалывало церковь, отвлекая от нее часть
верующих; наконец, в середине IV в. донатисты объединились с агонистиками.
Церковь взывала к императорам, требуя применения вооруженной силы против тех и
других. § 4. Зарождение теократических доктрин. Августин БлаженныйПризнание христианства
государственной религией не исключало того, что между императорской властью и
церковью временами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды
взгляда на священников как на своих чиновников, обязанных исполнять
императорские веления; порой императоры притязали на авторитарные решения даже
и чисто религиозных вопросов. С другой стороны, духовенство, сильное своей
организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных
исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притязала не только
на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической
власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с
ересями, в умножении и охране церковных богатств. Притязания церкви на участие
в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими
теориями. Одним из первых теоретиков
теократии был константинопольский епископ Иоанн Златоуст
(345—407). Из слов апостола "всякая власть от бога", рассуждал
Златоуст, не следует, что каждый князь лично ставится богом — богом дан лишь
общий принцип власти. Библейские сказания свидетельствуют, что цари,
вмешивавшиеся в дела церкви, — не истинные цари, они несли наказания за такое
вмешательство. Из этого следует назидание: "Оставайся в своих границах —
одни пределы царства, другие священства. Однако последнее больше первого...
Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику души...
Последнего княжество выше; поэтому царь преклоняет голову под руку
священника".
Заметной вехой в развитии
политико-правовой идеологии христианской церкви в эпоху рабовладения было
учение гиппонского (Северная Африка) епископа Аврелия
Августина (354—430), прозванного православной церковью
"Блаженный", а католической — признанного святым и учителем церкви. Аврелий Августин, как и
другие епископы и выдающиеся церковные авторы первых веков христианства,
считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской
империи на Западную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима
вестготами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в других частях
Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической
доктрины, оказавшей глубокое и долговременное воздействие на политико-правовое
учение церкви. В произведении "О граде
божием" Августин писал, что в мире существует два государства: "божий
град" (церковь) и "град земной" (государство). Церковь
"странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь
есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства,
данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная
справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник —
Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — создание
человеческое, его цель — временная, оно создано насилием, держится
принуждением: "При отсутствии справедливости что такое государства, как не
большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как
не государства в миниатюре". |
Реклама: |