|
С точки зрения теории
"идеологических аппаратов государства" Альтюссер рассмотрел
социально-практическую функцию идеологии в современных западных обществах.
Концепция Альтюссера. страдает некоторой ограниченностью и односторонностью,
поскольку перечень идеологических аппаратов государства может быть продолжен. К
тому же аппараты государства не только служат средством для удержания власти,
но и выполняют общечеловеческие функции. § 5. ЗаключениеНачиная со второй половины
XIX в. на Западе значительно возрастает число политических исследований, что
способствует становлению самостоятельной политической науки. Политическая наука стремится
стать наукой, опирающейся на достоверные, проверяемые факты; анализировать
политическую реальность, которая поддается математической обработке
(голосование, участие избирателей в выборах и т.п.). Политическая наука все более
становится "наукой-перекрестком". Правоведы, социологи, антропологи,
психологи, экономисты, биологи и многие другие специалисты объединяют свои
усилия для объяснения мира политики. Существенно изменяются
логико-теоретические основы политических доктрин. Многие традиционные вопросы
общей теории государства получают новые решения. Например, вопросы
происхождения государства осмысливаются политическими антропологами
принципиально иначе, чем, скажем, представителями договорной теории
происхождения государства XVII — XVIII вв. Пересмотр многих
традиционных подходов к решению "вечных" проблем власти и
государства, постановка и своеобразное решение новых для теории государства
тем, попытки отрешиться от идеологических оценок и программ значительно
отличают политическую науку от философии права и истории политико-правовых
учений с их имеющими многовековую давность методами и проблематикой. Вместе с
тем почти все направления современной политологии сложились в русле истории
политических учений и восприняли многое из теоретического наследия прошлого. Не
случайны столь многочисленные критические и позитивные ссылки представителей
политической науки на идеи Платона, Аристотеля, Ибн-Хальдуна, Макиавелли,
Бодена, Монтескье, Бёрка, Конта и других политических мыслителей. В настоящее
время история политических и правовых учений представляет собой историческую
часть не только философии права, но и политологии. Поэтому многие идеи прежних
доктрин продолжают воспроизводиться и в той, и в другой отраслях знаний.
Политико-правовые доктрины, возникающие на рубеже тысячелетий, не смогут
сложиться без опоры не только на выводы философии права новой эпохи, но и на
достижения современной политологии. ЗаключениеПолитические и правовые
учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью
религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку.
Но уже в древности возникало стремление осмыслить государство и право как
создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.
Могучий импульс разработке учений о государстве и праве дала эпоха Возрождения.
Освобождение разума от пут средневекового догматизма, первостепенный интерес к
подлинно человеческим проблемам выразились во множестве политических и правовых
учений, впервые в истории поставивших и в духе времени решавших вопрос о
правовом равенстве всех людей, их свободе и естественных правах. После ряда
революций бурное развитие гражданского общества, освобожденного от феодальных
оков, показало, что недостаточно только юридического равенства людей,
необходимы материальные гарантии прав и свобод, социальная обеспеченность
личности. Одновременно выявились ограниченность теоретического решения
политико-правовых проблем с позиций рационализма и индивидуализма, потребность
исследования государства и права с использованием широкого комплекса
общественных наук. В процессе развития и смены
политико-правовых доктрин различны были исторические судьбы присущих им трех
структурных элементов — философско-методологической основы, теоретического
содержания и программных требований. |
Реклама: |