|
На всех этапах истории
политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на
себе отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических
симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников. Поэтому
содержавшиеся в доктринах конкретные политические программы были преходящими и
в новых исторических условиях сменялись другими политико-правовыми
требованиями, ориентированными на новые идеалы. С развитием общечеловеческой
культуры и систем мировоззрения менялась и методологическая основа политических
и правовых учений. Абстрактность философско-методологических предпосылок
политико-правовой идеологии создавала возможность использовать их для
обоснования порой противоположных программных требований. Религиозное отношение
к государству многие века было основой консервативных и реакционных
политико-правовых программ; но ссылками на божий промысел обосновывались и
программы демократии; "Всякая власть — от бога, я это признаю, — писал Руссо,
— но и всякая болезнь от него же; значит ли это, что запрещено звать
врача?" Исследование природы индивидов и их отношений давало логическую
аргументацию как авторитарной доктрине Гоббса, так и демократической теории
Спинозы. Ссылками на закономерности развития промышленного общества
обосновывались и выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики экономикой, и
проект социократии Конта, и индивидуалистические идеалы Спенсера. Притом сама
методология тоже имела исторически преходящий характер, будучи частью мировоззрения
эпохи. Теоретическое исследование
государства и права, как отмечено, в научном отношении не выходило за пределы
эмпирической, описательной, классификационной науки. И все же именно
теоретическая проблематика оставалась наиболее стабильным элементом
политических и правовых учений. Важнейшей частью этой проблематики всегда были
вопросы о соотношении народа и государства, государства и общества, права и
государства, политики и морали, государства, права и истории человечества. При
любом подходе к решению этих проблем главным было и остается определение места
человека в системе политических и правовых учреждений. В странах Древнего Востока и
еще более в Античном мире уже зарождались теоретические основы преодоления
взглядов на государство и право как на нечто сверхъестественное. Таковы
рассуждения античных мыслителей о политике как искусстве, о праве как выражении
интересов народа, афористические суждения "человек — существо
политическое", "государство — дело народное". Тогда же возникли
идеи демократии, мысль о подчинении государства закону, проекты "смешанной
республики", дающей возможность разным частям народа (исключая рабов)
принять участие в политической деятельности. Но в Античном мире
складывались основы и противоположных взглядов на государство, политику, право.
Логически простая и привлекательная идея правления умелых, знающих, мудрых в
конкретно-исторических условиях своего времени была средством обоснования
притязаний землевладельческой аристократии на монопольную власть, а в
общеисторическом плане выступала как одно из главных орудий идеологической
борьбы против демократии, за технократию и олигархическое правление. Признание
политики искусством порой сопровождалось рассуждениями о недоступности этого
искусства подавляющему большинству людей, о политической деятельности как
призвании и уделе только узкого круга правителей. Заманчивая идея господства
закона, соединенная с консервативными планами укрепления землевладения,
основанного на труде рабов, превращалась в проекты тоталитарного общества и
государства. Противоборство
демократических, либеральных, гуманистических идей, с одной стороны, и идей,
обосновывавших отстранение народа от власти, правовое неравенство, привилегии
власть имущих, преобладание произвола над законом либо тоталитарный режим — с
другой, проходит через всю историю политических и правовых учений. |
Реклама: |