|
Множественность научных
подходов к изучению политической власти и государства приводит к признанию
правомерности различных теоретических понятий, снимая тем самым вопрос о
выработке единственно верных дефиниций политической власти и государства. В 70-е гг. во Франции
развернулись дебаты среди левых интеллектуалов о капиталистическом государстве.
Появилось большое число работ исследователей, являющихся представителями марксистского подхода к изучению государства, — А. Лефевра,
Л. Альтюссера, Н. Пуланзаса и др. В творчестве этих ученых использовались
категории исторического материализма: производительных сил и производственных
отношений, инфраструктуры и суперструктуры, классов и классовой борьбы. Л. Альтюссер — французский
исследователь марксистской ориентации, преподаватель Парижской высшей
нормальной школы (до 1981 г.). Развивая идеи некоторых работ Маркса
("Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология" и др.), которые
Альтюссер назвал "теоретическим антигуманизмом", он исключил
"человеческого субъекта" из области научного знания, сосредоточив
свое внимание на анализе различных структур, Альтюссер считал, что "наука
имеет дело не с конкретными людьми, а с людьми-функциями в определенной
структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала". Большое
влияние на Альтюссера оказали психологи З. Фрейд (идея "сверхдетерминации")
и Ж. Лакан (идея "централизованной структуры"), итальянский марксист
А. Грамши (идея "суперструктуры"). В статье "Идеология и
идеологические аппараты государства", впервые опубликованной в журнале
"Пансе" в 1970 г., Альтюссер развил марксистские взгляды на
государство. В духе марксистской традиции государство, по Альтюссеру, является
одним из двух уровней суперструктуры общества. Первый уровень —
политико-юридический (государство и право), второй уровень — идеологический
(религиозные, моральные, юридические, политические и другие идеологии). В
классической марксистской теории государства главным для Альтюссера является
понимание государства как репрессивного аппарата. Вместе с тем, вслед за
Марксом, он отличает понятие государственной власти, которая осуществляется
классом, союзом классов или частью класса, от аппарата государства. Подчеркивая, что подобное
понимание государства соответствовало определенной переходной стадии
марксистской теории — описательной, Альтюссер предлагает ее завершить, добавив
понятие "идеологические аппараты государства". Если под репрессивным
аппаратом государства понимаются правительство, армия, полиция, суды и т.п., то
идеологические аппараты государства для него — это специализированные
институты: религиозный, школьный, семейный, юридический, информационный,
культурный аппараты государства. Альтюссер отличает
государственный репрессивный аппарат от идеологических аппаратов государства по
трем критериям: по составу аппарата, по принадлежности к публичной или к частной
сфере, по методу деятельности. Такой подход позволяет ученому говорить об одном
государственном репрессивном аппарате и о множестве идеологических аппаратов
государства; о принадлежности государственного репрессивного аппарата к
публичной сфере, а идеологических аппаратов государства — к частной; о методе
насилия (первичном) и методе идеологического воздействия (вторичном) — для
государственного репрессивного аппарата; о методе идеологического давления
(первичном) и методе скрытой репрессии (вторичном) — для идеологических
аппаратов государства. Альтюссер объясняет, почему
он рассматривает институты гражданского общества как идеологические аппараты
государства. Для него, как и для А. Грамши, важен не публичный или частный
статус этих аппаратов, а их деятельность: "Частные институции могут
отлично функционировать как идеологические аппараты государства". С точки
зрения Альтюссера единство всем этим разрозненным идеологическим аппаратам
государства придает идеология господствующего класса, который не может "длительно
удерживать власть без осуществления своей гегемонии одновременно над и в
идеологических аппаратах государства". Система идеологических аппаратов
государства выполняет у Альтюссера единую роль: воспроизводство
производственных отношений. Особая роль в этой системе придается школе:
"Фактически церковь сегодня заменена школой в своей роли господствующего
идеологического аппарата государства". |
Реклама: |