|
Бюрдо предлагает такое
определение политической власти: "Власть есть сила на службе идеи.Это
сила, рожденная общественным сознанием, предназначенная вести группу в поиске
общего блага и способная, в случае необходимости, потребовать от членов группы
подчинения". Бюрдо различает три аспекта власти: юридический,
психосоциологический, исторический. Власть как юридический
феномен является энергией правовой идеи, сложившейся в общественном сознании в
рамках глобального общества. По мнению Бюрдо, именно благодаря политической
власти богатая, но еще бесформенная правовая идея получает перспективы своей
реализации. Власть в качестве юридического феномена есть не только энергия
правовой идеи, но и посредница между правовой идеей и позитивным правом. Теория политической власти
Бюрдо включает в себя и классификацию исторических форм власти: "Анонимная
власть, индивидуализированная, институционализированная, с периодическим
возвратом к индивидуализированному типу власти". Таким образом, критерием
классификации у Бюрдо выступает способ выражения власти. Рассеянная в массе
индивидов, анонимная власть "проистекает из совокупности верований,
суеверий или обычаев", которые напрямую диктуют правила поведения —
подчинение этим правилам осуществляется без вмешательства какой-либо личной
власти. Такая власть присуща некоторым архаическим обществам, хотя ее можно
наблюдать и в современных обществах в форме колебаний общественного мнения,
коллективного сопротивления и т.п. Индивидуализированная власть
характеризуется концентрацией "всей созидательной энергии правовой идеи в
правителе или в меньшинстве, символизирующих эту власть. Личностное начало
выступает фактором эффективности власти". Бюрдо считает, что эта власть (в
форме тиранической власти, в форме власти феодального сюзерена и т.п.) редко
встречается в чистом виде, поскольку очень часто к ней добавляются
"престиж функции" и "понимание идеи", которой служит
индивидуализированная власть. Институционализированная
власть — власть, которая существует в "юридической форме
государства". Бюрдо полагает, что данная власть является аналогом власти,
оцениваемой М. Вебером как рациональная. Институционализированная власть — это
результат искусственного создания "юридической связи между институцией,
включающей в себя правовую идею, и человеком, являющимся правителем лишь в силу
органического статуса этой институции". Под институцией Бюрдо понимает
"предприятие на службе идеи, организованное таким образом, что идея,
будучи включенной в предприятие, располагает высшими мощью и длительностью над
мощью и длительностью индивидов, через которые она действует". Классификация Бюрдо является
пластичной и позволяет фиксировать элементы одной из форм власти в других
формах власти. Обоснованность такой классификации форм власти подтверждается
современными исследованиями политических антропологов и социологов. Бюрдо является сторонником
выработки исключительно юридической дефиниции государства как базовой для
других общественных наук, изучающих государство. Он утверждает:
"Государство не является монополией правовой науки, оно принадлежит
одновременно — как реальность и как понятие — большому числу дисциплин. Но что
собственно принадлежит юридической науке, так это определение государства,
поскольку государство прежде всего юридический феномен". Бюрдо считает свой
юридический подход к выработке дефиниции государства способом избежать издержек
социологического и философского подходов. Дефиниция государства Бюрдо такова:
"Государство — это институционализированная власть и институция, в которой
воплощается эта власть". Термины "институционализированная" и
"институция" подчеркивают юридическую специфику, так как раскрываются
через правовую идею, через носителя этой правовой идеи, через акт
институционализации власти (юридический акт по своим последствиям). |
Реклама: |