|
Бертран Бади, социолог —
автор работ "Культура политического" (1983 г.), "Два
государства: власть и общество на Западе и на земле ислама" (1986 г.) и
др. Большой интерес представляет его совместная с Пьером Бирнбаумом работа
"Социология государства" (1970 г.). Бади признает разнообразие
форм политической организации общества. Используя труды историков, он
предлагает классификацию политических моделей общества, основанием которой
является способ связи центра и периферии. Пять моделей — империя,
патримониальное общество, феодальное общество, сегментарное общество,
государство-город — иллюстрируют плюрализм форм политической организации
общества в предсовременную
(pre-modern) эпоху. Империя, по мнению Бади,
характеризуется "относительной централизацией политических структур, зависящей
не от потребности в координации дифференцированных социальных ролей, а от
выполнения более расплывчатых и менее стабильных культурных и политических
функций и приводящей к слабому проникновению на периферию". Патримониальное общество, по
определению автора, предполагает "нижнюю ступень дифференциации центра и
периферии и более слабую институционализацию политических центральных
структур". В такой системе бюрократия полностью подчинена правителю и
зависит от его произвола. Примером подобных обществ для Бади является Яванское
королевство. Феодальное общество
означает, по Бади, "политическую организацию пирамидального типа, в
которой центр стремится мало-помалу исчезнуть перед возрастающей автономизацией
частей". Сегментарные общества в
трактовке Бади являются "отрицанием самого центра и организованы на сугубо
общинной (commu-nautaire) и родовой (lignagere) основе". Примером
такого рода обществ является общество нуэров (Южный Судан), описанное
британским социологом Э. Эванс-Причардом. Специфика политической логики этих
обществ: противостояние всякой централизации, наличие диффузной власти,
исключающей какую-либо иерархическую модель властных отношений. Государство-город
"идентифицируется исключительно с центром". Этой модели, согласно
Бади, соответствует только античное государство-город. Собственно государство, по
его мнению, как еще одна версия политической организации общества появилось
только в современную эпоху. Б. Бади и П. Бирнбаум
рассматривают государственную модель развития как одну из исторически
сложившихся форм модернизации. Аксиомой для них является положение:
"Государство есть прежде всего продукт истории Западной Европы эпохи
Ренессанса". Осмысливая вопросы генезиса
государства, неравномерности развития и трансформаций его, французские социологи
разрабатывают социологию государства. Они возражают против упрощенного взгляда
на политическую эволюцию, предполагающую для всех обществ лишь один
универсальный путь политической трансформации — в направлении к
государству-нации. Юридический подход к изучению
государства имеет глубокие исторические корни. Факультеты права французских
университетов сыграли особую роль в формировании политической науки. Уже в
конце XIX в. они претендовали на исключительное право ее преподавания. Большой
вклад в развитие политической науки внесли известные французские правоведы Л.
Дюги, Ж. Ведель, М. Дюверже, Ж. Бюрдо и др. Жорж Бюрдо — профессор
права — почти сорок лет преподавал право на юридических факультетах. Он — автор
одного из первых учебников по политической науке "Метод политической
науки" (1959 г.). Особое место в научном творчестве Бюрдо занимает его
десятитомный "Трактат по политической науке", выдержавший во Франции
несколько изданий. Бюрдо является приверженцем
методологического синкретизма, позволяющего достигнуть всестороннего познания
политических феноменов. Он выступает сторонником комплексных исследований
политических явлений, что означает для него как правоведа обращение к
социологии, психологии, истории. |
Реклама: |