|
Учение Маритена явилось
одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав
человека, принятой ООН в 1948 г. Современные теории
естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия.
Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов
покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте.
Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации
фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права
как основы современной демократии. С принятием Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного
пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций, имеющих
обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых
учений пошло на убыль. Политики и юристы,
аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитали ссылаться на
международные пакты и во многих странах утратили интерес к теории естественных
прав личности. "Эта индивидуалистическая философия естественного права
повсюду изжила себя и не встречает больше сочувствия у законодателей и
влиятельных мыслителей", — писал в 1972 г. французский социолог Р. Арон.
Примерно в это же время В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители
естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о
бесперспективности дальнейших теоретических исследований естественного права. В 80-е гг. идеи
естественного права продолжали разрабатывать католические философы (Дж.
Финнис), последователи религиозного персонализма. § 10. ЗаключениеДвадцатое столетие — одно из
самых политизированных во всемирной истории. Проблемы права, государства,
политики возникали в связи со всеми социальными потрясениями и массовыми
движениями середины и второй половины XX в. Две мировые войны, много
региональных войн, кризисов, революций и политических переворотов,
возникновение и падение тоталитарных режимов, распад колониальной системы и
становление множества новых государств, создание международных организаций и
всемирное признание равенства, прав и свобод человека — все это стимулировало
напряженную теоретическую деятельность различных, часто противоположных по
социально-политической ориентации мыслителей и ученых в разработке проблем
государства, права и политики. Продолжающееся развитие
гражданского общества обусловило углубленное исследование проблем политического
отчуждения и попытки его практического преодоления. Существенные изменения
претерпело государство. Повсеместное учреждение всеобщего избирательного права,
развитие системы политических партий и других организаций общества, влияющих на
политическую власть и использующих
средства массовой информации, резко усилили прямое воздействие учений о
государстве и праве на общественное мнение и на политико-правовое сознание
миллионов избирателей. В XX веке ясно выявилось,
что роль государства не может ограничиваться только охраной гражданского
общества, прав и свобод граждан; реальное осуществление этих прав и свобод
требует позитивной деятельности государства, направленной на решение ряда
социальных, экономических, экологических и иных проблем. Вопрос о государстве стал
одним из центральных вопросов во всех социальных конфликтах XX в. На этом фоне
выявился широкий диапазон мнений о сущности, устройстве и цели государства. Идеологи тоталитаризма
утверждали, что демократия выгодна лишь олигархам и плутократам; отвергая
демократический режим, сторонники тоталитаризма призывали к огосударствлению и
милитаризации отношений гражданского общества, созданию могучего однопартийного
государства и насаждению единой партийно-государственной идеологии. Основатель
и глава фашистского государства Бенито Муссолини саму идею Stato totalitaro выражал так: "Все для
Государства, ничего кроме Государства, ничего против Государства". |
Реклама: |