|
Концепция Маритена, как и
концепция других последователей неотомизма, построена на соединении
традиционных для религиозной философии представлений о божественном
происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами
историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики.
Философ стремился выработать "интегральную" доктрину, открытую для
гуманистических и демократических воззрений современной эпохи. В своих трудах
Маритен проводил различие между первопричиной социальных институтов (усматривая
таковую в боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий.
"Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога",
— писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из
вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям
высокоразвитого индустриального общества. Источником естественного
закона, согласно концепции Маритена, является бог, который обладает абсолютным
суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных
обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные
божественным разумом "универсальные нормы права и долга". Бог —
первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и
способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму.
"Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых
отношениях с Абсолютом". Как ревностный католик, Маритен был убежден, что
верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. В
его сочинениях подчеркивалась также роль католической церкви как хранительницы
естественного права. Признавая существование
вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право
раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека
к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой "исторически конкретный идеал".
В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог
естественных прав индивида на все времена. "Декларация прав человека
никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от
уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории", — писал
Маритен. Современная эпоха характеризуется, по мнению философа, стремлением
расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII
столетии. Маритен предложил
собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида. Фундаментальные права личности
(человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право
вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и
др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в
самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, писал
Маритен, принадлежит миру высших ценностей. Политические права (или права
гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят
от естественного права и образуют его продолжение, ибо установления
государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия
естественному праву. К политическим правам
Маритен относит: право народа устанавливать конституцию государства и
определять форму правления, право граждан на активное участие в политической
жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свободу
высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Согласно
взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению
христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского
государства". Наконец, социальные права человека (права трудящегося) охватывают:
право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную
плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по
старости и т.п. Трудящиеся вправе участвовать, при наличии соответствующих
условий, в управлении предприятием, стать его совладельцем. Признание
социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет,
считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Философ
отстаивал идеи "третьего пути" развития общества. |
Реклама: |