|
Нормативизм шел навстречу
запросам современной юридической науки, отвечал потребности в формализации
права, вызванной развитием автоматизированных способов обработки нормативного
материала. § 9. Теории естественного праваСреди политико-правовых
концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они
продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные
доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской
философии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм,
феноменологию, персонализм. Подобно классическим учениям
XVII—XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование
наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений
между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом.
Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и
легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание
естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих
трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом
изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В
противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об
изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в.
рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника
многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно
включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее
независимость от государственной власти, но и социально-экономические права
человека, свободу объединения в. политические партии и общественные союзы,
права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право
народа устанавливать конституцию государства). Новейшие естественно-правовые
учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии. С этим связана и другая
особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается
больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом
предписаний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвещения противопоставляют
идеи "естественного права с изменяющимся содержанием" (термин введен
в оборот немецким юристом Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося
правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или
народа. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруденции, иначе
говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. В литературе начала XX в.
такой подход именовали "возрожденным естественным правом", понимая
под ним возрождение на новой методологической основе традиций
рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине
прошлого столетия развитием юридического позитивизма и формально-догматической
юриспруденции. К настоящему времени этот термин вышел из употребления. Неотомисты
(Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного
закона к философии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и
поддержку со стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины было
дано в энциклике папы Льва XIII
"Rerum novarum" (1891 г.), в последующих энцикликах римских
первосвященников*. * Энциклика — окружное послание папы римского
христианам. В соответствии с установившейся традицией энциклики называют по
первым словам латинского текста, заголовок обычно не переводят. "Рерум
новарум" начинается словами "Новых вещей (касаюсь я...)". Виднейший представитель
современного томизма — французский философ и общественный деятель Жак Маритен
(1882—1973). Известность пришла к нему в 30-е гг., когда он преподавал в США и
Канаде и приложил немало усилий к тому, чтобы укрепить позиции католицизма на
американском континенте. В 1945—1948 гг. Маритен был послом Франции в Ватикане,
участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Главные его
сочинения по проблемам социально-политической теории — "Интегральный
гуманизм", "Права человека и естественный закон", "Человек
и государство". |
Реклама: |