|
Различные
общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального
государства разное содержание. Идеологи
либерально-демократических партий трактуют его как "государство социальных
услуг". Либералы считают, что социальная политика позволяет
стабилизировать развитие общества, уладить возникающие в нем конфликты и тем
самым добиться утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства.
Социальное государство, писал западногерманский юрист Э. Губер, представляет
собой "государство современной индустриальной эпохи, которое стремится
преодолеть посредством социальной интеграции конфликт между индустриальным
классовым обществом и традиционной государственностью". Важнейшими
задачами современного государства он называл обеспечение полной занятости и
"умиротворение общества". Идеологи неолиберализма выдвигают лозунги
общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, но избегают
говорить о всеобщем благоденствии, опасаясь породить у социальных низов
завышенные ожидания. Социал-демократические
партии рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели —
демократическому социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана
подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой
демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной
жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой
или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из
предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократии
разрабатывают идеи правового социального государства, ответственного перед
своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, вплоть до
утверждения в обществе отношений социальной справедливости. Промежуточное положение
между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые
идеологами средних классов. В идеологии именно этих слоев сложилась теория
государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг. — в период экономического
подъема в странах Западной Европы и США. Одним из создателей теории
был шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар
Мюрдаль (1898—1987), автор известной книги "За пределы
государства благоденствия". В основе его концепции лежит
утверждение о том, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных
странах Запада. Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь
экономического и социального развития. Суть теории общественного благоденствия,
как ее формулировал Мюрдаль, заключается в том, чтобы "мирно и без
революции — а фактически взамен революции — проводить в капиталистическом
государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой
эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с
интересами большинства граждан". Государства благоденствия,
согласно его концепции, обладают рядом общих признаков. Богатейшие страны Запада
имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с
государственным планированием. Возражая Ф. фон Хайеку и его последователям,
Мюрдаль доказывал, что планирование в современном капиталистическом обществе
вызвано объективными причинами, и прежде всего образованием монополий.
Индустриально развитые страны Запада, писал он, "бесконечно далеки от
либеральной модели свободного рынка". Государственное вмешательство
необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики.
Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических
объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы. Для государств социального
благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни.
Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал
Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть его
функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного
самоуправления и добровольным объединениям граждан. В отличие от государств
прошлого века современная западная демократия предполагает удовлетворение
интересов всех слоев общества, их участие в распределении социальных благ.
Политический процесс в наиболее развитых государствах благоденствия (к ним
Мюрдаль относил Швецию и Великобританию) поставлен под "расширяющийся
народный контроль". Общественная жизнь при всеобщем благоденствии
изображалась теоретиком как состояние полной гармонии и преодоления
идеологических разногласий. |
Реклама: |