|
Более обстоятельно эту тему
осветил американский социолог Даниел Белл в своей книге "Конец
идеологии". Как и Мюрдаль, он называл отличительными признаками
государства благоденствия смешанную экономику, децентрализацию политической
власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения
интересов всех социальных слоев. Недостатком современной
политики, направленной на достижение общественного благополучия, названные
теоретики считали то, что она проводится в рамках отдельных государств. В связи
с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в
национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу
межгосударственных отношений. Будущее представлялось ему в виде мирового
порядка социального благоденствия. В некоторых концепциях эти идеи были соединены
с представлениями о конвергенции социализма и капитализма как
общественно-экономических систем. Экономический кризис 70-х
гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в
теории государства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный
характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным
проблемам общественного благополучия — компенсаторной и распределительной
справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального
благоденствия (Р. Дворкин)и др. § 5. Теория демократического социализмаТеория демократического
социализма, окончательно сформировавшаяся после Второй мировой войны, стала
официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий
мира. Идейные истоки ее — в
политических взглядах Э. Бернштейна с его дилеммой "реформа или
революция" и К. Каутского, акцентировавшего внимание на проблеме
"демократия или диктатура". Несомненно и влияние идей солидаризма и
институционализма, породивших идеологию плюралистической демократии. Сам термин
"демократический социализм" начал входить в политический обиход между
Первой и Второй мировыми войнами как антитеза той модели социализма, которая
создавалась в Советском Союзе. Его употребляли Гильфердинг, Вандервельде,
Каутский ("как в средневековом христианском обществе все дороги вели в
Рим, так и сегодня все пути пролетариата ведут к демократии и демократическому
социализму"). Однако обстоятельная разработка основных положений теории
была начата во время Второй мировой войны, когда появились работы духовных
отцов демократического социализма: члена исполкома лейбористской партии Англии
Г. Ласки "Размышления о революции нашего времени", председателя
социалистической партии Франции Л. Блюма "В человеческом масштабе",
председателя социал-демократической партии Австрии К. Реннера "Новый мир и
социализм". Процессы, характерные для
первых десятилетий послевоенного развития западноевропейского общества,
послужили питательной средой для дальнейшей разработки теории и определили ее
достаточно широкое и, что не менее важно, достаточно стабильное влияние. Именно
в этот период наряду с совершенствованием политических институтов демократии
набирает силу тенденция к ее социализации. В первых послевоенных Конституциях
(Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г.) наряду с основными политическими
правами граждан провозглашается и ряд важных социальных прав (на труд, отдых,
социальное обеспечение, образование и др.). Возрастает социальная роль
государства в результате значительной активизации его экономических и
социальных функций. Государство во все возрастающей степени начинает
обслуживать общесоциальные потребности развития, достигнутые или могущие быть
достигнутыми в результате научно-технического прогресса современности.
Большинство населения, некогда считавшееся только объектом подавления,
становится и объектом государственной защиты и поддержки. Повлияло также
усложнение политической организации современного общества. Все это дало
объективную основу для поиска моделей социализма как "улучшенного
капитализма" или "гуманного социализма". |
Реклама: |