|
Дальнейшее развитие теории
плюралистической демократии было связано с уточнением места и роли различных
социальных формирований в политической системе общества. Политологи вплоть до
настоящего времени активно обсуждают проблемы классификации партий, их
особенностей по сравнению с массовыми движениями, группами давления и
объединениями общественной поддержки. В последние десятилетия XX
в. западные политологи начинают распространять принципы плюрализма на
исполнительную ветвь власти. Как отмечается в ряде работ, опубликованных в 80-е
гг., плюрализм требует организации на многопартийной основе не только
представительных органов государства, но и правительственных учреждений.
Сторонники этой точки зрения убеждены, что последовательная плюралистическая
демократия предполагает создание коалиционного правительства с участием
представителей от различных политических партий, в том числе и таких, которые
находятся в оппозиции по отношению друг к другу. § 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствияФормирование идей
общественного благоденствия проходило параллельно с развитием социального
законодательства в странах Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области
социального обеспечения, как правило, выступали левые силы — партии
социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального законодательства
проводили также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в
своей политике запросы и требования неимущих. Идеи государства
благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической
мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии
социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию
законов о страховании рабочих промышленных предприятий. Как указывалось в
правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует
применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о
"благосостоянии рабочих". Социальная политика была возведена в ранг
официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской
конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан
социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы,
охрану здоровья и трудоспособности). С конца XIX в. отдельные меры в области
социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее
развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг. Процессы формирования
идеологии общественного благоденствия возобновились после Второй мировой войны.
Кейнсианские представления о всеобщей занятости и высоких доходах населения
оказали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демократами Швеции и
лейбористами Великобритании. Под политикой социального
благоденствия в 40—50-е гг. понимали программы, направленные на достижение
высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем
образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также
оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами
обеспечить себе минимум доходов. В последующие годы эти программы дополнялись
положениями о демографической политике государства, его задачах в области
охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной
культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в
многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней
закрепилось название политики благоденствия (Welfare State). В официальных документах и
законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется
крайне редко. Чаще употребляется термин "социальное государство". Эта
формула содержится в программных документах многих политических партий, а также
в конституциях трех государств Западной Европы: в Основном законе ФРГ 1949 г.,
Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г. |
Реклама: |