|
Для периодизации истории
политических и правовых учений более приемлемо классическое деление общей
истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время. Это деление не
создает трудностей, порожденных формационным подходом, однако же лежащий в ее
основе хронологический принцип не всегда позволяет выявить специфику развития
политико-правовой идеологии. Между тем любая периодизация должна строиться в
соответствии с логикой развития самого предмета, поскольку проблема определения
основных периодов истории носит не столько классификационный, сколько
теоретический характер. Закономерностью развития
политико-правовой идеологии является то, что любое учение о государстве, праве,
политике разрабатывается с учетом современной ему политико-правовой
действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном
теоретическом построении. Так же как философия, по словам Гегеля, — это эпоха,
схваченная в мысли, политико-правовая доктрина — это выраженная в системе
понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая
эпоха сословного и классового обществ имела свои, свойственные ей
политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения.
Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических
эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями
государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического
типа и вида. Так, в государствах-городах Древней Греции главное внимание
уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в
политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления
господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к
теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин
перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую,
идеальную форму правления. В средние века основным предметом
теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и
церкви. В центре внимания общественно-политической мысли XVII—XVIII вв. стояла
уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима,
проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности.
XIX—XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод
человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима
государства была существенно дополнена исследованием его связей с политическими
партиями и другими политическими организациями. Особенности разных
исторических эпох предопределяли различное соотношение права и государства в
общественной жизни, а тем самым — разную степень внимания, которое в содержании
политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства,
политики, права. Понятие
"политико-правовое учение" основано на тесной связи проблем государства
и права, но не означает сведения права на уровень надстройки над государством,
придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда
политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по
отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы
рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к
государству положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам) и потому
правовые проблемы являются главными в содержании политико-правовых учений, построенных
на идейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых учений
было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации
неизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государству
второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона,
"Кодекс природы" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую..."
Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху
становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые
обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя
государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в
истории было немало политико-правовых учений, уделяющих большее внимание
проблемам политики и государства (Макиавелли, Боден и др.). |
Реклама: |