|
В укрупненном виде типология
истории политических и правовых учений включает три больших эпохи,
соответствующих главным периодам государственно-организованного общества: 1) политико-правовая
идеология сословно-кастового общества; 2) политические и правовые
доктрины периода перехода к гражданскому обществу; 3) политико-правовая
идеология гражданского общества. К первому
относится период от возникновения права и
государства примерно до XV—XVI в. По формационной схеме данный период включает
азиатский способ производства, рабовладельческое и феодальное общества; по
схеме общей истории — это Древний мир и средние века. Особенность этого периода,
который в исторической науке иногда называется "большая феодальная
формация", состоит в том, что социальная структура общества определялась
правом, не равным для разных сословий, а государство (чаще монархическое, чем
республиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и
стояло на страже общественно-правового неравенства. Политико-правовая идеология
этого периода строго различала людей свободных и несвободных, привилегированных
и непривилегированных, "своих" (граждан данного государства, членов
касты или сословия, лиц того же племени или расы, приверженцев определенной
религии и церкви, сотоварищей по цеху и т.п.) и "чужих". Даже в
наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при
определении государства как "дела народного" под народом разумелась
лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство), а крайне редкие
рассуждения некоторых философов V в. до н.э. о том, что все люди по природе
равны, до сих пор дают обильную пищу для предположений, что эти рассуждения
надо либо толковать ограничительно, в классовом смысле, либо отнести за счет
неверного прочтения или передачи античных источников. Нелишне добавить, что в
ту эпоху попытки теоретического обоснования всеобщего правового равенства людей
влекли свирепые репрессии против политических мыслителей в сословных
государствах. Второй период охватывает
XVI—XVIII вв. Он вообще не вмещается в формационную схему, а по
общеисторической периодизации к нему относятся позднее Средневековье и начало
Нового времени. Для истории политических и
правовых учений этот период имеет исключительно важное значение как эпоха грандиозных
сдвигов, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще
духовного развития Европы. Великие потрясения и перестройки тех веков обычно
обозначаются именами собственными: Возрождение, Реформация, Просвещение. Общая
идея и исторический смысл данного периода состояли в признании и утверждении
всеобщего равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии этого
периода по существу была сформулирована теоретическая модель бессословного,
гражданского общества равноправных людей, свободно проявляющих свою личность,
предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества,
освобожденного от сословных границ, лишних запретов и дотошной правовой
регламентации.
Результатом политических
революций в ряде стран Европы XVII—XVIII вв. стало становление и развитие
гражданского (бессословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX—
XX вв.). Это — третий большой период развития политико-правовой идеологии, проблематика
которой пополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития
современного государства и права гражданского общества. В процессе развития мировой
цивилизации одни страны позже других вступали в названные выше эпохи, во второй
или в третий периоды развития, в некоторых странах намечался даже и попятный процесс.
Общая проблематика политико-правовых доктрин по-разному преломлялась в
идеологии различных стран, общественный строй, политико-правовые учреждения и
духовный мир которых имели свои особенности. Поэтому в учебной программе и,
следовательно, в учебнике по истории политических и правовых учений темы курса
определены по хронологическо-региональному принципу с учетом основных
направлений политико-правовой идеологии, существовавших в соответствующих
странах и регионах. |
Реклама: |