|
К традиционному кругу
вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения,
относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом,
с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах,
методах политической деятельности, связи государства и права, об основных
принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др. В предмет истории
политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения
общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых
юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в
теории уголовного права, история понятия юридического лица и других
гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К
взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук
история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти
решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее
выражения. Программные положения (оценки
государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы),
присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый
характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко
предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных
положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины;
через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической
борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы
определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к
государству и праву. Из трех компонентов
политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим
воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность,
поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в
целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в
группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику. Наиболее обширной частью
политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда
связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически
построенным в духе мировоззрения эпохи. Связь содержания политико-правовой
доктрины с логико-теоретической основой и с программными положениями зачастую
сложна и опосредованна. Решение ряда проблем теории государства и права
допускает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической
направленности. Теоретическое содержание
политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда
индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний,
особенностей его мышления, жизненных условий и т.п. § 3. Периодизация истории политических и правовых ученийВ учебной и научной
литературе существует несколько периодизаций истории политических и правовых
учений. В процессе преподавания
довольно давно выявилось, что периодизация истории политических и правовых
учений в соответствии с бытовавшей схемой общественно-экономических формаций
неудачна, поскольку наиболее насыщенными периодами истории этих учений чаще
оказываются либо периоды перехода от одной формации к другой (XVI—XVIII вв.), либо
периоды острых социально-политических противоречий внутри формации (например, в
Греции V— IV вв. до н.э.). Кроме того, смена одной формации другой не всегда
сопровождалась переменой общего мировоззрения эпохи, в соответствии с которым
всегда строится логико-теоретическая основа политико-правовых доктрин. Так,
христианство, возникшее в рабовладельческом обществе, не претерпело
значительных изменений в феодальном обществе средних веков. Дополнительные
трудности создавало то, что с позиций формационного подхода невозможно
объяснить существование рабовладельческого строя и оппозиционной ему
антирабовладельческой политико-правовой идеологии в Российской империи (до |
Реклама: |