|
Основное внимание в теории
Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают
общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти
и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. "Управление
группами людей, осуществляемое посредством создания права и порядка, требует,
чтобы те, кто управляет, сами могли творить право", — указывал Ориу.
Понятия власти, управления, права в его доктрине были распространены на все
корпоративные институты. Социальные формирования тем самым были приравнены друг
к другу, изображались явлениями одного порядка. В отличие от Ласки,
наполнившего концепцию плюрализма идеями социализации управления и рабочего
контроля над производством, Ориу рассматривал корпоративные институты как
инструменты упрочения капиталистического строя. Теория институтов отводила
социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в
состоянии устойчивого равновесия. Для либерального режима важно, писал Ориу,
чтобы "предпринимательство индивидов в экономическом производстве
оставалось на первом месте, а предпринимательство социальных групп, в том числе
и государства, было отодвинуто на задний план... В динамической концепции
социальной жизни это означает, что усилия индивидов являются действием, тогда
как усилия групп — противодействием, призванным
уравновесить действия индивидов". Необходимость подобного рода
противовесов Ориу объяснял тем, что частные предприниматели стремятся к
накоплению капиталов и концентрации в своих руках экономической власти. Свобода
предпринимательской деятельности, полагал он, приводит к нарушению равновесия в
обществе. Как и другие идеологи неолиберализма, Ориу доказывал необходимость
"признать государственное вмешательство, которое явится политическим
вмешательством в целях поддержания порядка и не будет претендовать на то, чтобы
превратить государство в экономическую общность" (имеются в виду
коммунистические проекты огосударствления экономики). В свою очередь
осуществление этой политики потребует дополнительных противовесов по отношению
к правительственной власти. Государство, согласно
концепции Ориу, должно стать публичной службой либерального порядка. Задача
государства — направлять и контролировать экономическую жизнь общества,
оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной
посреднической силой. "Государство — это юридическая персонификация нации,
приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму". Сколь бы различны
и даже противоположны ни были устремления социальных коллективов, общество
оказывалось, по смыслу концепции Ориу, интегрированным в единую систему экономического
и политического равновесия. Вопрос о соотношении
государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле "первый
среди равных". Настало время, писал он, "рассмотреть государство не
как суверенитет, но как
институт институтов". Идеи политического плюрализма
в теории Ориу еще не отличались четкостью формулировок. Предложенный им
институционный подход к исследованию общества и государства тем не менее
послужил основой, на которой сложились концепции плюралистической демократии Ж.
Бюрдо, М. Дюверже и многих других французских политологов. Теория институтов
способствовала утверждению в либеральной идеологии представлений о политике как
сложном процессе с множеством участников и преодолению взглядов классического
либерализма, сводивших анализ политики к взаимоотношениям между индивидом и
государственной властью. К середине столетия институционалистические концепции
заняли господствующее положение во французской политологии (это отразилось и на
учебных планах университетов, где вместо традиционных курсов по
государственному праву ввели курс конституционного права и политических
институтов). В послевоенный период
идейное содержание теории политического плюрализма значительно расширилось.
Большое место в ней было отведено критике тоталитарных (фашистских и коммунистических)
режимов. Идеологи либеральной демократии в связи с этим подчеркивали
преимущества многопартийной политической системы, усилили аргументацию в защиту
идейного и мировоззренческого плюрализма, принципов терпимости по отношению к
сторонникам иных политических взглядов, права граждан на оппозицию. |
Реклама: |