|
Пространное обоснование
идеологии неоконсерватизма выдвинул австрийский экономист Фридрих
Август фон Хайек (1899— 1992). В начале 30-гг. он приехал для чтения
лекций в Лондон, где вступил в полемику с Дж. Кейнсом; впоследствии преподавал
в США, ФРГ и Австрии. На основе своей экономической концепции Хайек построил
обширную социально-философскую доктрину, в которой поднимались проблемы
методологии научного познания, организации современного общества, развития
культуры. Политико-правовой тематике,посвящены его работы "Дорога к
рабству", "Конституция свободы", а также трилогия "Право,
законодательство и свобода". Рыночная
экономика, согласно Хайеку, представляет собой сложный спонтанный порядок, в
рамках которого поступки одних индивидов координируются с поступками других
посредством механизма цен. Последние выступают в качестве своеобразных
сигналов, позволяющих передавать информацию (о предложении товаров, запросах
потребителей и т.п.). Возникающие при этом отношения Хайек описывал как
результат взаимодействия множества людей, имеющих различные интересы. Он
подчеркивал, что общество с рыночной экономикой по своей природе является
плюралистическим*. Современное открытое общество, писал он, "выросло из
осознания того, что люди могут жить вместе и приносить друг другу пользу, не
имея согласия относительно частных целей, которые каждый из них преследует". * В своих ранних работах Хайек использовал понятия
капитализма и капиталистической экономики. Позднее он отказался от этих
категорий и ввел для обозначения рыночных отношений термин
"каталлаксия" (от греч. — "обмен"). Неотъемлемой чертой
высокоразвитых социальных систем Хайек считал "рассеянное знание" (в
обосновании этой идеи консерваторы видели главную заслугу философа). Для
достижения поставленных целей каждый индивид накапливает массу сведений,
необходимых ему в конкретных условиях места и времени. Полной информацией о
происходящих событиях и процессах обладает поэтому только общество в целом, вся
совокупность его членов. Отсюда делался вывод, что в современном обществе нет и
не может быть какого-либо центра, способного направлять деятельность огромного множества
людей. Частное предпринимательство рассматривалось философом как
"единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное
использование знаний, рассеянных в общественном организме". Социальная концепция Хайека,
по его собственному признанию, была направлена против любых форм
государственного регулирования рынка, и в первую очередь против кейнсианства.
Вмешательство государства в экономику ограничивает свободу индивидов и
неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности (именно этим Хайек объяснял
причины экономической депрессии конца 20-х — начала 30-х гг.). Аналогичные
доводы приводились им в опровержение социализма. Как общественная система
социализм экономически несостоятелен, утверждал Хайек, поскольку вся масса
данных, необходимых для централизованного планирования экономики, просто не
поддается расчету. Социализация собственности во имя общего блага на практике
оборачивается подавлением индивидуальной свободы и установлением тоталитарного
режима. Современному
плюралистическому обществу, согласно его концепции, соответствует лишь
государство, основанное на принципах верховенства права (Rule of Law). Государственная власть
внутри страны имеет только одну задачу — обеспечить соблюдение всеми гражданами
общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Практически это
означает, что "государство лишается возможности направлять и
контролировать экономическую деятельность индивидов". Как подчеркивал
Хайек, верховенство права предполагает не только подчинение исполнительных органов
власти закону (в таком случае фашистское государство тоже следовало бы признать
правовым), но и невмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и
неотчуждаемых прав человека. Правовое государство подразумевает верховенство
частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо "частная
собственность является главной гарантией свободы", писал Хайек. |
Реклама: |