|
На этом основании он
отвергал антитрестовское законодательство, рассматривая его как пример
публично-правового регулирования в области частноправовых отношений. Столь же
негативно оценивалось им и социальное законодательство. Хайек объяснял
появление социального законодательства в некоммунистических странах пагубным
влиянием на политиков идей социализма. На протяжении многих лет
сочинения Хайека были известны лишь специалистам. Широкий резонанс и признание
они получили в 60-е и 70-е гг., с началом так называемой "консервативной
волны", когда в США, Англии и некоторых других странах к власти пришли
правоцентристские силы. Идеи Хайека использовались консерваторами при
обосновании программ сокращения государственного сектора экономики, а также в
антикоммунистической пропаганде. § 3. Концепции плюралистической демократииОбщей посылкой в концепциях
плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является
демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп,
участвующих в осуществлении власти. Возникновение идей политического плюрализма
было связано с усложнением социальной структуры капиталистического общества,
формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах. Начало плюралистическим
воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма.
Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство,
призванное выражать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и
прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены
возможности реально воздействовать на политику высших органов государства и
добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных (негосударственных)
организаций — профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов и пр. С развернутым обоснованием
идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки
(1893—1950) — видный деятель и теоретик лейбористской партии Великобритании. Он
сформулировал такие понятия, как "плюралистическая теория
государства" и "политический плюрализм", которые были восприняты
последующими сторонниками концепции и употребляются ныне в качестве ее
наименований. По учению Ласки, современный
тип государства зародился в эпоху Реформации, когда светские правители, одержав
победу над церковью, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. В
дальнейшем, по мере утверждения капитализма, государственная власть подверглась
бюрократизации и превратилась в централизованную иерархическую систему
управления, обслуживающую интересы частных собственников. Ласки называл такое
государство монистическим. Представительные учреждения (парламент и органы
местного самоуправления) принципиально дела не меняют, поскольку они включены в
единую систему институтов, защищающих обладателей собственности. В странах
парламентской демократии, писал Ласки, избирательные права рабочих имеют
декларативный, формальный характер. "Граждане бессильны перед лицом
эффективно действующей централизованной власти". Отсюда Ласки был сделан
общий вывод: "Капитализм несовместим со свободой". Утверждение свободы теоретик
связывал с установлением нового общественного строя — промышленной демократии.
Описывая будущее общество, Ласки исходил из того, что частная собственность в
нем сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам
трудящихся. На смену централизованной организации власти придет
"плюралистическое государство", в котором систему учреждений,
построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства
профессиональных интересов — производственные ассоциации (например, корпорация
железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования,
независимые церкви. Тем самым произойдет дисперсия (рассеяние) государственного
суверенитета: политическая власть рассредоточится по многочисленным
объединениям, представляющим различные социальные интересы. Увеличение числа
центров власти отразит федеративную природу общества, его дифференцированную социальную
структуру. |
Реклама: |