|
В противоположность
эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность.
Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту
мысль, навеяную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что
добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву
государству. В философии и этике
стоицизма нашли свое преломление взгляды аристократической верхушки
рабовладельческого общества периода образования эллинистических монархий.
Религиозные искания стоиков, их призывы
покориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям, охватившим
широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса. Под влиянием стоицизма
сформировалась концепция Полибия (примерно
200—120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней
Греции. Основной мотив написанной им "Истории" в 40 книгах — путь
римлян к мировому господству. Истолкование исторического
процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии
мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и
направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит
состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс
повторяется сначала. Развитие общества По-либий трактует как бесконечное
движение по кругу, в ходе которого "формы правления меняются, переходят
одна в другую и снова возвращаются". Круговорот политической
жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой
возникает монархия — единоличное правление вождя
или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в
противоположную ей форму государства — в тиранию.
Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при
поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия — власть немногих, преследующих интересы общего
блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для
стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что
неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление
царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия
(господство черни, толпы) — худшая форма государства. "Тогда водворяется
господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства,
изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе
властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к
своему началу и повторяется, проходя через те же ступени. Преодолеть круговорот
политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему
необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую
начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила
противодействием другой. Такое государство "неизменно пребывало бы в
состоянии равномерного колебания и равновесия". Исторические примеры
смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите.
При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все
три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический
(народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и
объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный
мир". Теоретические взгляды
Полибия на развитие государства противоречили его же собственным наблюдениям
над конкретными фактами из истории возникновения различных видов
государственной власти. Его построения, как и предшествующие теории
"смешанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны
обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими
полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской
ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям. |
Реклама: |