|
Политическая концепция
Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями
Древней Греции и Древнего Рима. § 6. ЗаключениеВ античной Греции философия
стала мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это
предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства
и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Теоретический
подход к изучению политики и права в древнегреческих учениях отделяется от
практико-прикладных описаний техники государственного управления. Всякое
действительное знание, в том числе и политическое, утверждал Аристотель, имеет
дело с общим и существующим по необходимости. Вот почему "мудрость и
искусство управлять государством не будут тождественны". Следуя этому
идеалу истинного знания, философы стремились оформить свои взгляды на
государство и право в виде политической теории, преобразовать их в единый
комплекс взаимосвязанных понятий и доказательств. Именно у древнегреческих
философов мы находим первые в истории определения государства и закона,
классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного
политического устройства к другому. Громадное влияние на
последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под
его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды
Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической
мысли. Выдвинутые Платоном идеи "правления философов" и "мудрых
законов" были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения. Платоновский проект общности
имущества активно обсуждали ранние представители коммунизма — Т. Мор, Т.
Кампанелла и др. На этом основании некоторые исследователи называли Платона
"родоначальником коммунизма". В действительности платоновские
построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него
распространяется лишь на узкую прослойку стражей-правителей и не составляет
экономической основы проектируемого общественного строя. Истолкование его
доктрины в качестве коммунистической является таким же анахронизмом, как и
попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталитаризма. Далеко за пределы античности
вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в
последующей политической мысли получило предложенное им определение государства
как объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно
оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать различные социальные
интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и
что нужно понимать под общим благом. В политическую идеологию
Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация
форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном
государственном устройстве. Представления Аристотеля о естественном и условном
праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций. Античная политико-правовая
идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и
законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные
самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода
представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и
сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение
гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития
рабовладельческих отношений. Глава 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ§ 1. ВведениеРабовладельческий способ
производства достигает высшей ступени своего развития в римском обществе.
Начиная с III в. до н.э. образование крупных поместий (латифундий), основанных
на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения
государственной территории и проведения завоеватель-ской политики. За
исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с
республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю. Организация
империи была завершена в I в. до н.э. |
Реклама: |