|
Кризис полисных учреждений и
утрата государствами независимости породили среди граждан настроения
упадничества, неуверенности, аполитизма. Эллинистические монархии
представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько
громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход
общественных событий. В сознании рабовладельческих кругов начинает процветать
индивидуализм; проповедь морального освобождения соседствует с преклонением
перед государством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изучение
политики деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной
мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи
космополитизма, мирового господства и всемирной монархии. В социально-политической
теории идеи рабовладельческой демократии отстаивал Эпикур
(341—270 гг. до н.э.). Как и другие сторонники демократического правления, он
полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению.
Справедливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не
причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда
применительно к тем местам, где он заключается. Право и государство суть
продукты договора, результат соглашения. Следуя релятивистским
взглядам на общественные установления, Эпикур настойчиво подчеркивал
относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах
различных государств. "В применении к особенностям места и обстоятельств
справедливость не бывает для всех одна и та же". Его учение отрицает
всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы
договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь
применительно к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то
время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху
общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе,
по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным
образованиям. Воззрения Эпикура отличались
от предшествующих учений демократии призывом избегать политической
деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной
невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ
предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и
посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил
"жить незаметно". Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести
общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и
безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой
демократии в период эллинизма. Против философии Эпикура
выступили стоики. Термин "стоицизм"
происходит от слова "стоя" (колоннада, галерея) — от названия портика
в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336 — ок. 264
гг. до н.э.). Стоики явились
продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание,
согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире
царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается
ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто
повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков
отождествляется с божественным естественным законом. Вслед за Аристотелем стоики
утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе,
что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной
жизни современного им общества, стоики истолковали эти положения Аристотеля
расширительно. Они отказались от узкополисной трактовки общественной жизни.
Естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон,
государство — как мировое сообщество. В духе космополитических представлений
того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами
одного государства. |
Реклама: |