|
В качестве примеров
смешанного государственного строя в "Политике" названы
аристократическая Спарта, Крит, а также "прародительская" демократия,
введенная в Афинах реформами Солона. Правовая теория Аристотеля
была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право
он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его
связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне
политического общения права не существует. "Люди, не находящиеся в
подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической
справедливости". Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов
и детей, при деспотической власти. Политическое право делится
на естественное и условное (установленное). "Естественное право — то,
которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без
существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие
прекращается]". Предписания естественного права Аристотель нигде
специально не перечисляет. По смыслу его концепции "от природы"
существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная
собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает
законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и
неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов
важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель подчеркивал, что
постановления народного собрания и правителей не являются законами в
собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера.
"Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному
собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов". Направленная против учений
рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить
значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и
предустановленной, как считал Аристотель, в природе справедливости.
"Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более
важных дел, нежели законы писаные", — утверждал философ. Политико-правовая теория
Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в
Древней Греции. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих
отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно, перешли от
традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов
регулирования общественной жизни ("Законы" Платона), к апологии
частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных
отношений (в "Этике" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли.
Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была
удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального
хозяйства, "умеренной", или "средней", собственности и
патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управления. Аристотель не
случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей "избытком
добродетели", законы не нужны. § 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государствС середины IV в. до н.э.
древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в
упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории
Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений.
Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических
монархий наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается
период эллинизма — период греческой экспансии на Восток и образования обширных
государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э.
Греция была завоевана Римом. |
Реклама: |