|
Политические симпатии
Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из
сочетания олигархии и демократии. Экономически полития
представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров,
что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить
противоречия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при
создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе
средних граждан", — отмечал философ. Только там, где в составе населения
средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать
на устойчивость". Экономику как умение правильно вести хозяйство
Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради
наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю,
ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в таком
государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия,
призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты.
"Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим",
— утверждал Аристотель. Социальной опорой власти в
политии выступают собственники земли. Как и Платон в "Законах",
Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом.
Гражданская доблесть, заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от
работ, необходимых для насущного пропитания". Хотя землепашцы,
ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями
являются воины и правители. В политии власть "сосредоточивается в руках
воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают
гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан
предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам. Политически этот строй
характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов
осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида
справедливости: уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость,
принципом которой является "арифметическая пропорция", затрагивает
отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и
некоторые другие преступления. Закон при этом "обращает внимание лишь на
различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем". Напротив,
при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее
принципом служит "геометрическая пропорция" — воздаяние по
достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических
отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления
против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар
наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить,
но и подвергнуть каре. Большое значение Аристотель
придавал размерам и географическому положению государства. Его территория
должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и
одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они
"знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля был
самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для
совершенного государства создает умеренный климат Эллады. Концепция Аристотеля служила
теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии.
Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны
"по половине" и даже с "уклоном в сторону демократии",
аристократические элементы в государстве получили явное преобладание. Участие народа в управлении
обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности
решать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или
добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель
соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной
власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса. |
Реклама: |