|
В обоснование рабства
Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них — естественные
(природные) различия между людьми. На страницах "Политики"
неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары,
обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому
труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на
диких животных. "Такая война, — говорил он, — по природе своей
справедлива". Аргументацию рабства
"от природы" дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой
точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной
деятельности. "Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли
на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны
были бы рабы". Частная собственность,
подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель
выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого
Платоном. "Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того,
что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил, кроме того,
экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных
наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им;
менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту
частной собственности обращались впоследствии многие идеологи. Главную задачу политической
теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное
устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства,
их недостатки и причины государственных переворотов. Классификация форм
государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу
правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа
властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По
второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть
преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители
руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на
друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам
Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию,
олигархию и демократию. Сам по себе этот перечень
форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную
по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым
в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие
государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением
или смешением являются все остальные разновидности власти. В олигархии власть
принадлежит богатым, в демократии — неимущим. "Демократией следует считать
такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют
верховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть
находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих
меньшинство". Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от
формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак
имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ,
составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого
государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны
устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина
политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в
отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее
неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ.
Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему
были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого
государства. |
Реклама: |