|
Каждая социальная группа, по
Ковалевскому, есть прежде всего, "замиренная среда", в которой вместо
борьбы водворяется "солидарность, или сознание общности интересов и
взаимной зависимости друг от друга". Факт солидарности, ее требования
признаются обществом и становятся социальными нормами. Право возникает и
изменяется в результате того, что появляется вначале состояние
неудовлетворенности существующим положением вещей, возникают новые требования,
которые "переходят силой подражания сперва в общественное мнение, в
юридическое сознание масс, а затем — в обычай и закон". Право, по
Ковалевскому, — это "нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие
солидарности", "приводимые в жизнь организованной силой общества —
государством", обладающие принудительной силой. Понятие права в концепции
Ковалевского имеет двоякое значение: 1) право есть отражение требований
солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на
себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует
государству и порождает позитивное право; 2) позитивное право, имеющее
нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства,
выражает волю не отдельного класса, а целого общества; оно содержит правила,
призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида (зависит от того, в
какой степени государство берет на себя функции, ранее исполняемые общественными
союзами). Ковалевский отвергал идею
прирожденных прав, идущих от "естественного состояния". "Всякая
декларация неотъемлемых прав личности может сделаться тормозом для дальнейшего
политического развития, если считать ее содержание раз навсегда установленным",
— отмечал ученый. Личные права, по мнению
Ковалевского, не зависят от государства, которое не может их отменить,
"так как признание их является таким же требованием общественной
солидарности, как установление самого факта государственного общежития". Возникновение и права, и
государства, согласно его теории, обусловлено интересами общественной
солидарности. Состояние "замиренной среды" с присущей ей
взаимозависимостью людей, подкрепляемое принудительной силой (вооруженным
насилием), ведет к объединению различных союзов в государстве. Источник возникновения
власти и государства Ковалевский под сильным влиянием теории Тарда усматривал
"в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к
творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей
деятельности чужому примеру и руководительству". Ковалевский исследовал
стадии развития общества и государства. Он писал, что догосударственному
состоянию соответствует племенное княжество или правление совета старейшин
(родовая организация). Государственности Античного мира свойственна
непосредственная демократия, феодализму — сословная монархия, на смену которой
приходит "всесословная" стадия развития общества. Последней, по
мнению Ковалевского, соответствуют вначале цезаризм, а затем конституционная
монархия и республика, дополняемые референдумом и прямым законотворчеством
избирательного корпуса. Исторической закономерностью
Ковалевский считал необходимость продвижения каждого общества от низшей к более
высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит, писал Ковалевский,
"противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и
неимущими". Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым
усиление вмешательства государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев
и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность
профсоюзов, их борьбу за социальные права. Ковалевский оспаривал
"социалистическую доктрину о государстве как о политическом владычестве
господствующего экономического класса". Господство одной части общества
над другой представлялось ему лишь исключением, нарушением закона общественной
солидарности. С этих позиций им осуждалось любое государство, посягающее на
"личные права", как "деспотическое государство",
"якобинское сверху или снизу". |
Реклама: |