|
Особенные возражения
Коркунова вызывали цензовые избирательные системы: "Против ограничения
избирательного права имущественным цензом в какой бы то ни было форме говорит
то веское соображение, что этим искусственно усиливается и так резко
проявляющееся различие между имущими и неимущими. Крайнее неравенство
экономических условий и вытекающая из этого зависимость неимущих от
владельческих классов и так составляет самое больное место современного
общества. А всякое искусственное усиление экономического неравенства неизбежно
усиливает и так опасный антагонизм общественных классов". Характеризуя государственный
строй самодержавной России, Коркунов отмечал устарелость российских законов о
правах гражданской свободы, противоречие между гласным судом и местным
самоуправлением, с одной стороны, и "странным анахронизмом", каким
является бесправие личности перед административным произволом и полное отсутствие
хотя бы малейшей свободы общественной деятельности, с другой стороны. Коркунов с сожалением
отмечал, что в России "государственная служба является единственной формой
участия подданных в общей политической жизни страны", и потому
политические права имеет лишь "узкая сфера наличного служебного
персонала", сформированная "на началах сословности", причем
"административная власть вооружена правом устанавливать такие ограничения
свободы, которые отнюдь не могут быть оправданы необходимостью". Однако
Коркунов полагал, что ближайшей перспективой развития государственного строя
России должна быть не представительная, ограниченная монархия, как в странах
Запада, а "правомерная, но самодержавная монархия". По мнению Коркунова,
упорядочение издания законов, наделение судов правом разрешать противоречия
между указами и законами, учреждение административной юстиции в виде
самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных
распоряжений, обеспечение гражданских прав (неприкосновенность собственности,
право граждан на подачу петиций) в России не требуют наделения подданных
политическими правами и создания представительства, ограничивающего власть
самодержца. "Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной
власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно", — писал Коркунов. Заметное место в развитии
социологического направления права в России занимает историк и правовед, ученый
и политический-деятель, член I Государственной думы и Государственного совета Максим Максимович Ковалевский (1851—1916). Он преподавал московском (1877—1887 гг.) и
Петербургском (1906—1916 гг.) университетах конституционное право, историю
политических учений, историю иностранного законодательства и другие предметы.
Его перу принадлежит ряд ценных исследований по социологии
("Социология" в двух томах, 1910 г.), по сравнительно-историческому и
сравнительно-правовому методам: "Общинное землевладение, причины, ход и
следствие его разложения" (1879 г.), "Историко-сравнительный метод в
юриспруденции и приемы изучения истории и права" (1880 г.),
"Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в
историко-сравнительном освещении" (1886 г.), "От прямого
народоправства к представительному и от патриархальной монархии к
парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических
учений" в трех томах (1906 г.), "Общее учение о государстве"
(1909 г.). Учение Ковалевского о
государстве и праве органически связано с его социологической концепцией.
Методологической основой его учения явились доктрина О. Конта, взгляды Г.
Спенсера, психология Г. Тарда, солидаристские доктрины Э. Дюркгейма и Л. Дюги.
Известную формулу О. Конта "порядок и прогресс" он заменил более
общим понятием "организация и эволюция". Не всякая эволюция
прогрессивна, рассуждал Ковалевский, и не каждая организация основана на
порядке — порядок обеспечен лишь там, где общество образует "замиренную
среду", основанную на общественной солидарности. |
Реклама: |